Под стук колес Несмотря на то, что фильм сохранился не полностью, смотрится он целостно, как законченная история. Возможно, дополнительные сцены раскрыли бы происходящие события еще более полно. Но в любом случае талант Абеля Ганса ярко раскрывается и в дошедшем до нас варианте.
История любви, лежащая в основе кинокартины, фантасмагорична до абсурда. Здесь мы видим «душещипательные» страдания сердец, картинные жесты, заламывания рук. Эгоизм и эмоциональная глухота героев ведут к неминуемой трагедии. И именно в этот момент происходит нечто удивительное. Абель Ганс с помощью выразительных образов преображает героев, проявляя к ним настоящую человечность. Руки слепого человека, забивающие гвоздь; крупный план умирающего с улыбкой на лице; стремительно несущийся хоровод как символ продолжающейся жизни.
«Колесо» в это же время показывает быт простых рабочих железной дороги. Тяжелый, грязный, шумный. И это особенно бросается в глаза на фоне мечтаний одного из героев, в которых он ведет безмятежную куртуазную жизнь высшего света былых времен. Мотив железной дороги вообще является основным и пронизывает весь фильм. Еще не так давно появившийся и стремительно развивающийся вид транспорта внушает одновременно трепет и тревогу. Он открывает новые горизонты, но его мощь будоражит, выходит из-под контроля, и вот уже многотонная машина на огромной скорости несет разрушение. Эксперименты с рваным монтажом и скоростью ритма блестяще, с любовью воплощены автором. Влияние новой авангардной волны французского кинематографа, соединенное с эпической манерой повествования в итоге вылилось в один из шедевров 1920-х годов.
Оригинал