Осторожно, спойлеры!
------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------ -----------------
Израильский фильм «Ушпизин»/Ha-Ushpizin, 2004, режиссер Гиди Дар — это первый фильм, снятый представителями религиозной части в сотрудничестве с нерелигиозными деятелями киноиндустрии. Главные герои фильма — уже не очень молодая супружеская пара, муж Моше (Шули Ранд) и жена Малли (Михаль Бат-Шева - Ранд), сравнительно недавно подавшиеся в религию, старающиеся изо всех сил соблюдать все традиции и правила, чтобы в конце концов случилось чудо и Бог даровал бы им сына, поскольку живут они вместе уже 5 лет, а детей нет.
Наступает праздник суккот (праздник кущей), в этот день сооружаются сукки как символ шалашей, в которых Бог поселил евреев, выведя их из пустыни, кроме того, в качестве дополнительных символов должны присутствовать этрог (один из видов цитрусовых, похожий на лимон), считающийся чудо-фруктом, нераспустившиеся ветви финиковой пальмы (лулав), ветви ивы (аравот) и мирта (адассим).
Как это трактуется (взяла с одного специального сайта):
Этрог. Как этрог сочетает приятный вкус и чудесный аромат, так и среди народа Израиля есть люди, глубоко изучившие Тору и исполняющие все заповеди.
Лулав. Как финики имеют приятный вкус, но лишены запаха, так и в народе Израиля можно найти тех, кто изучает Тору, не совершая при этом добрых дел.
Адассим. Как мирт обладает чудесным ароматом, но не вкусом, так и среди народа Израиля есть такие, кто творит добрые дела, но не изучает Тору.
Аравот. Как ива лишена вкуса и запаха, так и среди евреев есть те, кто не изучает Тору и не совершает добрых дел.
Таким образом, внутренний смысл этой мицвы – в объединении всех евреев, какими бы они ни были.
В сукках живут и празднуют семь дней, принимая гостей — ушпизин.
Моше и Малли живут бедно, постоянно молят Бога ниспослать им чудо. И вот чудеса, хотя немного и через пень-колоду, начинают происходить — с помощью одного знакомого им перепадает сначала сукка, правда, оказавшаяся чужой, потом денежное вспомоществование, которое предназначалось кому-то другому, кого не оказалось, и наугад выпало имя Моше. А потом приходят и гости, правда, не совсем как бы святые, наоборот — два беглых преступника, которые должны были явиться в тюрьму, но в последний момент передумали, один из которых бывший дружок Моше (прошлое-то у него оказывается совсем не безоблачное, скорее наоборот). Естественно, от религии они чрезвычайно далеки, что всячески проявляется в их поведении. Не обошлось без разных казусов и размолвок, но в конце все-таки случилось то самое настоящее чудо.
Фильм довольно интересный, во всяком случае для меня, актеры играют хорошо, исполнители главных ролей и в жизни являются мужем и женой, у них семеро детей, причем жена до этого в кино не снималась, Ранд, который был и одним из авторов сценария, сам захотел, чтобы его жену (по галахическим причинам) играла в этом фильме его настоящая жена (теперь они уже больше не являются супругами). Сам Ранд, воспитывавшийся в религиозной семье и даже учившийся в ешиве, после армии учился в актерской студии и стал актером, но в какое-то время опять пришел к религии, так что несколько лет даже не снимался и не играл в театре, но потом все-таки вернулся в искусство. Фильм имел во время выхода успех, он не был рассчитан на харедим, поскольку им нельзя ходить в кино, но началось повальное скачивание фильма, против чего даже пришлось принимать меры, объясняя, что этим они нарушают авторские права, и давая возможность оплатить, не ходя в кино. В общем, там всё очень сложно.