Борис Барнет ("Подвиг разведчика") , Леонид Оболенский ("Вид на жительство") , Александр Чистяков ("Летчики") , В. Икинжинов в фильме "Потомок Чингисхана".1920 год. Английские войска оккупируют Монголию. В руки бедного охотника попадает древняя грамота, свидетельствующая, что ее обладатель - потомок великого завоевателя Чингисхана. Англичане объявляют его принцем, рассчитывая использовать как марионетку в политической игре.
Сюжет фильма заимствован у сибирского писателя И. Новокшонова, автора рассказов о гражданской войне в Иркутске, Забайкалье и Бурятии. В основу литературного произведения положены реальные события.
По принципу повторения реальных событий снимались партизанские сцены. На съёмки были приглашены бывшие партизаны, громившие банды Семёнова в степях Монголии. Игры тут не было, была жизнь, очень естественно повторенная перед киноаппаратом.
Сцена, где монголы должны были с востором смотреть на драгоценный мех лисы, долго не получалась: монголы смотрели на лису равнодушно. Тогда режиссёр пригласил китайского фокусника и снял лица монголов, заворожённо смотревших на его чудеса. Получилось то, что нужно: участники массовки не играли восторг, а на самом деле восторгались: их восторг по поводу фокусов воспринимался зрителями в контексте с кадрами, показывающими драгоценный мех.
Пудовкин рассказывал, что Англия пыталась выкупить негатив фильма, дабы запечатать его и не допустить выхода на английские экраны.
Валерий Инкижинов, исполнитель главной роли, еще до съемок в фильме Пудовкина пробовал себя в режиссуре. В фильме «Потомкок Чингис-хана» он также отснял несколько эпизодов.
Роли партизан исполнили партизаны, воевавшие с бандами атамана Семенова в Монголии.
«Великая иллюзия» - фильм 1937 года, созданный режиссёром Жаном Ренуаром по произведению Нормана Энджелла. Действие разворачивается во время Первой мировой дальше
«Великая иллюзия» - фильм 1937 года, созданный режиссёром Жаном Ренуаром по произведению Нормана Энджелла. Действие разворачивается во время Первой мировой войны. Французских лётчиков Марешаля (Жан Габен) и Боэльдьё (Пьер Френе) во время разведки сбивает немецкий самолёт. Лётчики попадают в немецкий плен, где заводят дружбу с богатым еврейским офицером Розенталем.
Офицеры не собираются гнить в тюрьме и готовят побег. Но в последнюю минуту их переводят в крепость, откуда, кажется, убежать невозможно. Несмотря на немецкий плен, у этих ребят завязывается ещё и дружба с вражеским офицером Рауффенштайном. закрыть
Чёрно-белый фильм «Арсенал» – одна из первых картин, созданных в Советском Союзе эпическим режиссёром Александром Довженко. Сюжет
В России гремит гражданская дальше
Чёрно-белый фильм «Арсенал» – одна из первых картин, созданных в Советском Союзе эпическим режиссёром Александром Довженко.
Сюжет
В России гремит гражданская война, и рабочие одного из заводов в Киеве, который называется «Арсенал», на волне бунтарских настроений поднимают восстание против угнетателей и эксплуататоров в лице Центральной Рады Украинской Народной Республики. Справедливая месть, кровь, лозунги, призывы разрушить, а затем построить...
Как малозаметная, но важная часть мизансцены, в фильм вставлены эпизоды, демонстрирующие то, как жилось украинским крестьянам при царизме и что в действительности происходило в последние месяцы Первой мировой войны. Рассказывается о зарождении и развитии революционных процессов на передовой и в тылу.
Восставшие ставили своей целью облегчить большевистское наступление на город, но из-за отсутствия должной подготовки, дисциплины, хорошего оружия и превосходства государственных войск восстание было подавлено, а виновные понесли жестокое наказание.
Режиссура
О съёмках картины Довженко так: «Я поставил себе две цели: я в «Арсенале» буду громить украинский национализм и шовинизм, а с другой стороны буду поэтом и певцом рабочего класса Украины, совершившего социальную революцию». И, похоже, целей своих он достиг, но интересно другое.
По мнению критиков и зрителей, фильм «Арсенал» сама по себе, вне идеологий и политики, является произведением искусства. Не каждая цветная и озвученная кинолента может так мощно донести суть человеческого страдания, полной безысходности, обречённости и покорности – с одной стороны и чванства, напыщенности, бессердечия, прожигания жизни с другой. В фильме присутствует некая иррациональность происходящего – . лошадь, которая вдруг начинает говорить, портрет Шевченко, пришедший в движение...
Если дать жанру фильма современное определение, можно охарактеризовать его как некий хоррор-артхаус с ярко выраженными фэнтэзийными элементами, рекомендуемый к просмотру любителям подобных картин. закрыть
Фильм Михаила Калазатова «Я – Куба» восхитителен операторской работой. Эта кинолента стала учебником для современных киношкол мира. Она знакомит кинозрителя дальше
Фильм Михаила Калазатова «Я – Куба» восхитителен операторской работой. Эта кинолента стала учебником для современных киношкол мира. Она знакомит кинозрителя с прекрасным островом и его народом. В фильме показаны казино, бары с веселящимися американцами и бедными кубинскими девушками; крестьяне, в тяжелейших условиях выращивающие тростник; гаванские студенты с их проблемами; повстанцы, у которых нет своего оружия и его нужно добывать в боях.
Фильм показывает индивидуальные истории простых кубинцев. Из всего этого видна жизнь Кубы 50-годов, кануна революции. Зритель невольно понимает, из-за чего сформировалось свободолюбивое настроение кубинцев. закрыть
Фильм «Радуга» - особая жемчужина в сокровищнице отечественного кинематографа. Он ценен уже тем, что главную роль, Олёну Костюк, в нем сыграла великая дальше
Фильм «Радуга» - особая жемчужина в сокровищнице отечественного кинематографа. Он ценен уже тем, что главную роль, Олёну Костюк, в нем сыграла великая актриса Наталия Ужвий, которую называли «поэтом сцены». Наталия Михайловна прославила харьковский театр «Березиль», в котором играла в предвоенные годы, а позже стала народной артисткой Советского Союза, лауреатом трёх Сталинских премий. В те годы это было высшим признанием таланта.
Героиня Н. Ужвий, простая крестьянская женщина, во время Великой Отечественной войны принимает решение уйти в партизанский отряд. Её постигла страшная участь – Олёна вместе с новорождённым малышом попадает в руки врага. У партизанки есть выбор: она может спасти себя и ребёнка, выдав товарищей, или вынести все смертные муки, не став предательницей… закрыть
Увековечить белое воинство в Советском Союзе в 1934-м году – поступок смелый, отчаянный и даже смертельно опасный. Но Сергей Дмитриевич Васильев, режиссёр дальше
Увековечить белое воинство в Советском Союзе в 1934-м году – поступок смелый, отчаянный и даже смертельно опасный. Но Сергей Дмитриевич Васильев, режиссёр и один из авторов фильма «Чапаев», решился на это. Почему? Ответ прост. В 1916-м году юный Серёжа ушёл на фронт: шла Первая мировая война. Он дрался за родину среди тех, кого потом объединит Белая гвардия. Васильев не мог не знать и не ценить тех, кто не щадил за Россию своей жизни. Поэтому так гордо идут навстречу врагу его «каппелевцы». Эти кадры фильма «Чапаев» выглядят как документальные, и сохранился даже миф о том, как, глядя на экран кинотеатра в Париже, бывший белогвардеец Сергей Эфрон шептал своему соседу: «Смотри! Вот такими мы были!»
В такие минуты не казалось важным, что на самом деле войска В. О. Каппеля и части Чапаева ни разу не встретились в бою, что приём психической атаки белый генерал мог использовать не в 1918-м году, а раньше, командуя на Волге частями Народной армии. Да и форму, в которой идут «каппелевцы», носили не они, а бойцы Марковской дивизии Добровольческой армии. Но правдивость этой сцены не вызывала сомнений ни у белых, ни у красных, и это подчёркивает талант режиссёра.
Создание картины
Над фильмом «Чапаев» С. Васильев работал в творческом альянсе со своим однофамильцем Георгием. Эти двое кинематографистов начинали как монтажёры, трудились вместе не один год и научились превосходно понимать друг друга. Так родился псевдоним «братья Васильевы». Ключевая сцена фильма снималась поэпизодно, длинными кусками, и лишь в смонтированном варианте приобрела тот вид, от которого захватывало дух.
Спустя десятилетия, в 2008-м году, аналог сцены психической атаки из к/ф «Чапаев» будет снят для сериала «Адмиралъ», посвящённого великому А. В. Колчаку. Но если новое время даёт возможность открыто создавать картины, посвящённые рыцарям царской России, то в тридцатых годах минувшего столетия нужно было суметь «спрятать» смысловой акцент так, чтобы он «растворился» в событийной последовательности киноленты. Поэтому драма «Чапаев» – это, разумеется, фильм о Гражданской войне и героическом красном командире.
Сюжет и главные герои
В основе киноленты «Чапаев» – сценарий А. Фурмановой, созданный на основе одноименного романа и дневников Д. Фурманова, воспоминаний ветеранов-чапаевцев. Исполнитель главной роли, Борис Бабочкин, был приглашён «провокаторами» Васильевыми на роль Петьки, хотя «братья» прекрасно понимали, чего они хотят от артиста на самом деле. Борис Андреевич так проникся образом Чапаева, что без всяких проб стал в ходе беседы показывать режиссёрам, как выглядел и говорил этот прославленный красный воин. Это и было то, что нужно! Своего Василия Ивановича Бабочкин сыграл мастерски. И когда после окончания премьеры фильма потрясенные зрители продолжали сидеть, вывести их из оцепенения смогло только появление на сцене Бориса Бабочкина и его коллег, сыгравших других персонажей. Впервые в истории советского кино люди встали. Началась овация…
Вымышленных героев картины Петьку и Анку-пулемётчицу сыграли Л. Кмит и В. Мясникова. Вместе с Василием Чапаевым эти двое позже стали героями многочисленных анекдотов, ставших своеобразным проявлением народной любви.
Фильм «Чапаев» стал легендой кинопроката и в СССР, и за рубежом – его посмотрели миллионы зрителей. закрыть