Румынский полицейский Кристи в рамках дела о распространении наркотиков следит за школьниками, курящими гашиш. Он считает, что 7 лет тюрьмы за обычное курение и распространение среди знакомых - слишком большой срок. К тому же основным поставщиком наркоты из-за границы является не этот подросток, а, вероятнее всего, его старший брат. В докладах начальству Кристи пытается обосновать свою точку зрения, прибегая в том числе к тому аргументу, что его совесть не позволяет ему арестовать подростка. Всё это показано в жанре "медленного кино", с мрачноватыми серыми красками.
И вот когда начинается кульминационная сцена со словарём, то восприятие фильма претерпевает не просто изменение - весь предыдущий отрезок фильма просто выворачивается наизнанку.
Представьте себе фильм с благородным главным персонажем - политиком, юристом, журналистом, тем же полицейским, который кого-то защищает от несправедливости, защищает чьи-то права. Такие фильмы, как правило, показывают, пример правильного поведения. И наложите этот возвышенный сюжет на сюжет этого фильма - вместо высококлассного специалиста у нас обычный провинциальный полицейский, а вместо его подзащитного - подросток с травкой. Теперь Вы понимаете всю глубину иронии, заложенной в сюжет с самого его начала?
Сцена со словарём просто вскрывает эту иронию. Вы что-то там сказали о совести? Ну давайте поиграем со словами - и эта игра закончится иначе, чем на каком-нибудь суде присяжных в фильме с возвышенным сюжетом.
Принижает ли эта сцена главного героя и сам сюжет? Мне кажется, это скорее попытка уйти в сторону от привычного румынского неореализма, который ассоциируется с Мунчжиу или Пую. Такой реализм без обилия слов заставляет критиков досказывать от себя что-то политкорректное. А здесь Порумбойю
лишает критиков этой возможности - всё уже сказано в сцене со словарём. Хватит говорить за Румынию, как бы говорит режиссёр, мы сами за себя можем ответить. Это один из тех фильмов, который подарил румынскому кино XXI века голос