Призрак Ленина Остроумная абсурдистская комедия — нет, не о революции — о том, как преображается человек в глазах других, когда меняются его повадки, и как меняются в его обществе окружающие.
Главный герой Григорий Зуев — шестерка в своей камере, чистый лист. Даже посадили его за бродяжничество, что также намекает на то, что у мужичка нет ни дома, ни личности — ничего. Нет даже голоса: он либо молчит, либо еле слышно бубнит. Вот и наполнить его можно чем угодно. Так складывается судьба, что во время празднования 100-летия со Дня рождения Вождя Зуеву за внешнюю схожесть дают главную роль в тюремном спектакле. И вот tabula rasa становится живым призраком Ленина. Пусть он говорит фразами, заимствованными из трудов Ильича, и копирует движения, интонации, манеры с кинематографического образа, но пустая оболочка наполняется чудовищной харизмой неоднозначного, но, бесспорно, гениального оратора и лидера.
А теперь поворачиваемся в другую сторону и смотрим на реакцию заключенных. Те, кто еще вчера гнобил беднягу Зуева вдруг ослепли, пораженные сходством с Вождем, они и видят Вождя, а не тихого сокамерника. Страшно сказать, но сам зритель тоже немного поддается энергии, которая исходит от главного героя, и протрезвеет лишь по окончании ленты.
Конечно, это еще и сатира на советское мракобесие вокруг фигуры Ленина. Создатели фильма смеются не только и даже не столько над самим Ильичом, сколько над отношением к нему. Но схожая с религиозной преданность Вождю уже давно угасла, и потому в этом плане картина утратила свою значимость. Но, с другой стороны, «Комедия строгого режима» наглядно показывает взаимоотношения масс и
любого лидера. Дело только в именах.
Отдельной похвалы заслужил эпизод с самим концертом. Стихи, в которых смешались социалистическая тематика и типично зэковские манеры и жаргонизмы; пролетарско-тюремный дух столкнулся с тем, что нужно как-то изобразить патриотизм и веру в партию и теперь пытается соответствовать роли истого коммуниста, результатом становятся удивительные и в то же время нелепые творческие находки (и неудачи). Прямо-таки вспоминаются ранние стихи Пригова — есть между ними и спектаклем из «Комедии строгого режима» что-то общее.
Странная, психологичная, тонкая, пусть и мрачноватая комедия.
P.S. Оговорюсь, что только догадываюсь, как праздновали 100-летие Ильича на самом деле, поэтому часть юмора прошла, к сожалению, мимо меня.
9 из 10
Оригинал