The Last of the Mohicans/Последний из Могикан Ваша первая реакция на фразу: «Голливудская экранизация известного исторического романа»? Лично у меня чаше всего в голове начинает вертеться одна и та же мысль: «Опять всё переврали. Испортили хорошую книгу. Да ну их… Пойду лучше почитаю». Но… Если Вам попадётся экранизация Последнего из Могикан Майкла Манна, заприте свой внутренний голос куда-нибудь поглубже в дебри Вашего мозга и просто насладитесь красивой историей любви, стирающей границы между слоями, народами, и даже между жизнью и смертью. Историей исчезнувших цивилизаций, которые пали под влиянием пришедших из вне людей. Историей о долге и дружбе, о предательстве и мести.
Я не буду сравнивать книгу и фильм. В большинстве случаев это абсолютно неблагодарное дело. Я просто хочу постараться передать людям, которые ещё сомневаются, смотреть ли этот фильм или нет, свои чувства и эмоции, возникшие после погружения в этот красивый, но пропахший кровью и порохом мир.
Cora Munro: The whole world is set on fire. Белые воюют с белыми за земли, которые когда-то принадлежали коренным народам Северной Америки. Индейские племена выбирают себе союзников, примыкают кто к стану Британцев, кто — Французов. Они уже не те чистые дети лесов и прерий, каким были до прихода бледнолицых. Они больше не просят прощение у своих богов за то, что убили живое существо, пусть и для пропитания. Некоторые сами стали кровожадными животными, презрев заветы своих племен. Поэтому символично, что фильм начинается именно со сцены исконной охоты. Где есть только ты и зверь. И лишь духи рассудят, достоин ли ты сегодня добычи. Так живут Чингачгук и его два сына: Ункас, рождённый могиканином, и Соколиный глаз, Натти Бампо, бледнолицый по происхождению, но с душой коренного жителя континента. Они берут сколько могут унести. Живут по чести, по закону предков, и за это их уважают все: и поселенцы, и сохранившие ещё своё истинное достоинство сородичи. И когда трое этих охотников видят, что кто-то «вырыл топор войны», то даже на секунду в их головах не возникает мысли пройти мимо. Именно им должны сказать спасибо дочери британского офицера, волею судеб попавшие в самый эпицентр военных действий.
Два разных мира встречаются в образах Натаниэля и Коры, Алисы и Ункаса. Мир Коры и Алисы — это беззаботные дни в окружении шляпок, нянек, британских офицеров, светского общества. Девушки мало знают о реальной жизни. Они ещё дети, но судьба заставит их слишком быстро повзрослеть и сделать свой выбор. И Натти с Ункасом и Ченгачгуком будут рядом, поддержат, спасут, заставят идти дальше. Мир трёх охотников прост и сложен одновременно. Здесь выживает сильнейший, в большей степени духовно, чем физически. Нет ничего удивительного в том, что Кора так быстро влюбляется в Натаниэля. Он благороден и смел, его слова никогда не расходятся с делом. Он тот, рядом с кем не страшно. Да, Дункан тоже готов на многое ради любви к Коре. Но момент, когда майор лжёт, дабы не отпускать ополченцев, ставит жирную точку в рассуждении Коры быть или не быть его женой. Он, конечно, потом искупит свою вину, не единожды. Но…
Любовь, преодолевшая разницу в социальных слоях, взглядах на жизнь и в воспитании, вспыхнувшая как пламя пушечного залпа, не погаснет так же быстро… На мой взгляд, самая сильная сцена — это прощание под водопадом. В ней выражена вся любовь, вся нежность и нежелание мириться со смертью. Нельзя передать это словами. Это просто нужно увидеть. Глаза Натти, пылающие от гнева. Обречённость во взгляде Коры. И одна боль на двоих.
О, столько мыслей, столько чувств.
Но за всеми этими эмоциями не стоит забывать, что всё в этом фильме связано между собой паутиной образов, музыки, игры актёров, работы режиссёра и оператора. Обрежь хоть одну ниточку, и всё тут же рухнет. Будь в фильме задействованы другие актёры, не было бы той страсти, боли и красоты.
Дэниэл Дэй-Льюис — настоящий Соколиный глаз, ради которого в огонь и в воду, которому ты доверишь свою жизнь безоговорочно. Он тот, кто знает, как поступить, когда, казалось бы, нет выхода. Он пожертвует собой ради других, пусть даже незнакомых людей.
Мэдлин Стоу (Кора) — нежнейшее на вид создание, которое вот-вот воспарить над полем боя, но в следующий момент она без колебания отнимет жизнь у любого, кто осмелится обидеть её или Алису.
Джоди Мей (Алиса) — дух, бесплотный и безвольный, будто веревочкой привязанный к сестре, но такой же сильный внутри. Никто не ожидает от неё ничего героического, а зря… Эта девочка воплощение гордости, чистоты и бесстрашия. Пусть и на какие-то секунды, но заставившая Магуа испугаться её решимости.
Эрик Швейг (Ункас) — сын своего отца, всегда рвущийся в бой, ещё совсем мальчишка. Но он истинный воин, готовый погибнуть за честь той, которая поселилась в его сердце.
Уэс Студи (Магуа) — кровожадный убийца, истинный лидер, скорее всего заслуживший своё место не столько уважением, сколько страхом. Но и он дрогнул от решительности Алисы и отчаяния Чингачгука. Он стал тем, кто рушит всё на своём пути из-за застилающей глаза жажды мести. В нём давно умерло всё человеческое. Его мотивы можно понять, но не принять. Магуа — тот самый зверь, забывший свои корни и перенявший у бледнолицых самое плохое — жажду крови, алчность, предательство. Он больше не принадлежит этой земле.
Рассел Минс (Чингачгук) — вот он, Последний из Могикан. Единственный представитель ушедшего за облака племени. Он последнее, что осталось от той великой цивилизации, которая жила в гармонии с природой и миром.
И одно из важнейших действующих лиц фильма — это музыка. Эти звуки заставляют душу рваться на части, парить над горами, сражаться спина к спине с героями. Она не отделима от персонажей, она часть их. Это боль и стон народов, крики раненных, поцелуи возлюбленной. Это сама жизнь, написанная семью нотами.
Да, многое в фильме далеко от того, что написал Фенимор Купер. Но есть такие сцены, пропитанные настолько сильной энергетикой, что хотя бы за них стоит простить авторам подобное самоуправство.
Я не знаю, смогла ли Вас убедить посвятить почти два часа своей жизни этому фильму. Надеюсь, что у меня получилось. Только запомните, это кино не только о любви, но и той части истории нашего мира, которую не стоит забывать.
Нам стоит задуматься, готовы ли мы пожертвовать своей человечностью ради жажды наживы?
Вот о чём фильм. О двух разных мирах, о двух дорогах в этой жизни. И какую из них Вы выберете — решать только Вам.
Оригинал