В СССР чудес нет Чтобы снять плохой фильм на основе известной самарской легенды о каменной девушке, нужно очень постараться. Сценаристы, как правило, люди вдумчивые и что-то интересное из явления чуда вынести могут. Всё дело в том, как расставить акценты.
А акценты в фильме Александра Прошкина приходятся, к сожалению, не на само чудо в его таинственной глубине - ну, да с этой задачей не так-то просто справиться. Не на духовную, а на историческую реальность устремляет наши взгляды режиссёр. На то, как советское общество, словно растревоженный муравейник, пытается избавиться от инородного тела. По-разному: убегая от него (к сожалению, священник), пытаясь его уничтожить (милиция), игнорируя (Никита Сергеевич), используя в своих целях (уполномоченный по делам религий).
А как правильно относиться к чуду?
Думаю, фильм прежде всего будет полезен атеистам, чтобы понять и попытаться обосновать своё личное отношение к чуду. А вот верующего человека фильм может и разочаровать некоторой 'нераскрытостью темы'.
Очень неприятный момент - когда священнослужитель просит привести инока-девственника - якобы только тот может взять икону. Тут сценарист отдаёт дань традициям голливудской мистики - с её вездесущими тремя шестёрками, кровью девственниц и прочей
внешней мишурой, непременно играющей решающую роль в предапокалиптический период.
Как всегда, порадовал великолепной игрой Сергей Маковецкий.
8 из 10
Оригинал