Давно собиралась посмотреть фильм Тео Ангелопулоса «Взгляд Одиссея»/To vlemma tou Odyssea, 1995, но все откладывала, все-таки хронометраж почти три часа, но вот, наконец, собралась. Посмотрела и задумалась. Фильм ни в коей мере не является какой-то реалистичной историей, это как бы размышления автора на главные, очевидно, для него
дальше
Давно собиралась посмотреть фильм Тео Ангелопулоса «Взгляд Одиссея»/To vlemma tou Odyssea, 1995, но все откладывала, все-таки хронометраж почти три часа, но вот, наконец, собралась. Посмотрела и задумалась. Фильм ни в коей мере не является какой-то реалистичной историей, это как бы размышления автора на главные, очевидно, для него темы, которые он поднимал и в том фильме, который я не так давно посмотрела, «Прерванный шаг аиста», он о том, что творят люди, они всё время воюют, они всё время убивают, их существование почти призрачно. В основе сюжета лежит Одиссея Гомера, которой режиссер вдохновлялся. Главный герой вроде бы ищет первые три ролика, некогда отснятые братьями Манакисами, основопожниками греческого кинематографа, которые за все эти годы (а они начали снимать в начале 20 века, действие же фильма происходит в 1994 году) так и не смогли проявить, они пропали и никто не знает, где они находятся. Так кто же наш главный герой? Это известный греческий режиссер А. (у него даже нет имени, его играет Харви Кейтель), давно живущий за границей, приезжает в Грецию, чтобы найти эти ролики, выясняет, что там их нет, он продолжает свои поиски, начиная с Албании, затем оказываясь в Скопье, Пловдиве, Бухаресте, Белграде, в итоге он оказывается в разрушенном войной Сараево, где он находит эти ролики, но какой ценой он их получит? По дороге он встречается с какими-то людьми, даже с какими-то женщинами (в роли всех этих женщин выступает одна актриса — Майя Моргенштерн), действие перетекает из настоящего в прошлое, а то и вовсе в воображаемое. В Сараево эти ролики сохранил хранитель местной синематеки Леви (его играет Эрланд Юзефсон, заменивший скончавшегося во время съемок Джана Мария Волонте, которому и посвящен этот фильм), который уже много лет работал над тем, чтобы их проявить, потом он это дело забросил с началом войны. А. возмущен этим, чем вдохновляет Леви на продолжение работы, которая заканчивается успехом. Вроде бы А. получил то, что хотел, но конец открытый, мы не знаем, вернется ли наш Одиссей на родину, хотя он вроде надеется на это. Посмотрела я фильм без особых усилий, несмотря на хронометраж, но он на меня произвел меньшее впечатление, чем упомянутый здесь «Прерванный шаг аиста». Я понимаю, что это, очевидно, был очень личный для режиссера фильм, в котором он поднял важные для него темы, тем не менее. Тем, кому нравятся его работы, понравится и этот фильм, но могу предположить, что не все воспримут его своеобразную стилистику, хотя декларируемое им всегда актуально.
|