Гусь слетав за море, становится болтлив, как утка (немецкая пословица) Жан-Пьер Мельвиль для меня не является незнакомым режиссёром. До этого я видел у него замечательную детективную ленту «Самурай» с Аленом Делоном, но об этом фильме узнал совершенно случайно, сюжет меня заинтересовал, всё-таки, нельзя сказать, что это обычный военный фильм, каковым он и не является.
Во время немецкой оккупации в дом к старику-французу и его племяннице поселяют немецкого офицера. Они вынуждены жить с врагом под одной крышей. В бесконечных монологах о литературе, искусстве, судьбах Германии и Франции немец пытается оправдать себя и свою страну, но в ответ встречает лишь молчание…
Как бы это не банально звучало, но фильм получился многогранный. С одной стороны слишком прагматичный, ведь рассказы немецкого офицера именно на эту мысль и наводят. С другой очень духовный, так как всё те же рассказы подталкивают к этому. Хоть и говорит он холодно, но в его голосе тепло.
Но, в какой-то степени, фильм кажется не естественным. Ну, сами подумайте, где на начало войны можно было встретить добропорядочного немецкого офицера, который был постоянно любезен к своим врагам Французам? Конечно, люди разные бывают, но всё-таки в такое время 1941 года все были в штыки, а не так как показано в этом фильме.
фильм выглядит как исповедь двух людей. С одной стороны немец, который рассказывает про германию не в том цвете, в каком она предстала перед всем миром в те годы, с другой француза, который хоть весь фильм и молчит, но, тем не менее, его мысли нам известны. Так как они не могут говорить друг с другом, то они исповедуются зрителю. Что хочет сказать этими монологами Мельвиль? То, что Германия была не такая плохая страна, как её малевали? Или то, что все люди разные, и каким бы не было тоталитарное государство человек, прежде всего, должен оставаться человеком? Мельвиль в своём же фильме выставляет своих же соотечественников в плохом свете. Не думаю, что фильм во многом исторически достоверен, но всё равно, что-то в нём есть.
Тем не менее мне фильм понравился во многом ещё и из-за того, что он несколько монотонный. Режиссёр не стал вымудряться, не стал приписывать фильму никаких новых сюжетных линий (в особенности любовных), жаль, конечно, что делал флеш-бековские вставки немецкого офицера, из-за чего фильм терял свою гармонию, но всё равно лишней шелухи он не стал сюда прилеплять.
Фильм получился очень достойный. Под стать своему времени. Никакого литья воды, никакой лишней шелухи, всё чётко по теме. С удовольствием посмотрю ремейк 2004 года, но, боюсь, фильм будет лишён той прелести, каким был наделён этот фильм. Оригинал