Фильм врезается в память и заставляет о нем размышлять, что, наверное, является показателем качественного кино. Но осадок после просмотра остается невыносимо мерзкий, и вовсе не из-за обилия показанных на экране людей с разными физическими недостатками и не из-за подлости «обычных» людей, а из-за совершенно чудовищного финала и удивления тем, как много этот фильм собирает положительных рецензий.
Я полностью согласна с подробной рецензией пользователя Милхаус на этом сайте, поэтому отсылаю к ней заинтересованного читателя.
В 1930-е фильм провалился. Нужно исследовать глубже, почему именно публика его не приняла, но поскольку большинство актеров смогли сделать неплохую карьеру в Голливуде, видимо, дело было не в их неприглядной внешности. Сложно не согласиться с выводом того времени, что это кино аморально. Тема внутренней красоты и обманчивой внешности поднимается в искусстве испокон веков. Достаточно назвать такие произведения, как сказки «Рики с хохолком» и «Красавица и чудовище», «Портрет Дориана Грея», «Собор Парижской Богоматери» и «Человек, который смеется». В фильме «Уродцы» эта тема показана самым уродливым образом.
Ужас не только в том, что в конце фильма «моральные уроды стали еще и физическими, а физические уроды стали еще и моральными», то есть как бы перемешались. Ужас в том, что финалом режисер воздвигает непреодолимую стену между физически «полноценными» и физически «неполноценными» людьми. Ведь коварство обычных людей Клеопатры и Геркулеса «обычно»: окажись на месте карлика Ганса человек со стандартной внешностью, просто не очень красивый, слабый и закомплексованный, ситуация была бы столь же реалистичной, а замысел столь же преступным. Но вряд ли друзья такого гипотетического Ганса прибегли бы к столь же изуверскому отмщению, будь они нормальными людьми. Получается, что «уроды» являются уродами во всем.
Недаром бородатая женщина Ольга Родерик всегда сожалела о своем участии в съемках и никогда больше не сотрудничала с Голливудом.
Удивляет, что многие усматривают в фильме гуманистический посыл. Довольно характерная цитата: «
Дружеская взаимовыручка и трогательное единение всех уродов, выступивших против […] Геркулеса и […] Клеопатры, дают возможность понять, что поступки людей и их душевные качества никак не связаны с внешним обликом и досужими представлениями о нормальности». Как можно назвать то, что уроды сделали со своими обидчиками «трогательным»? Разве такое видение не является само по себе уродским?
Главной целью режиссера было создать как можно более жуткий фильм, а не фильм, пробуждающий добрые чувства. Об этом говорят и оскорбительные для уродцев рекламные слоганы фильма, и описание вырезанных сцен. Фильм Д. Линча «Человек-слон» имеет совсем другой смысл и не вызывает отвращения ни к главному герою, ни к людям его приютившим (полезно также прочитать реальную историю человека-слона).
Могу также посоветовать короткометражку «Цирк „Бабочка“» (2009), в которой главную роль сыграл Ник Вуйчич, и в которой действительно показано, что нестандартные люди такие же люди, им важно верить в себя, и они могут быть не менее полноценными, чем иные «нормальные».
Оригинал