В ожжидании ремейка 2057 года Долго считал фильм «12» отличным, пока не посмотрел ленту «12 разгневанных мужчин» режиссёра Синди Люмета. Одна за одной начали исчезать иллюзии насчёт возрождения отечественного кино. Да, Михалкову удалось собрать потрясающий актёрский ансамбль, да, снял за небольшую сумму денег, да, поставил острые насущные вопросы, но многого и не смог. Никита Сергеевич потерял динамику повествования, обнулил логичность происходящего, добавил малополезной эмоциональности. Конечно, если бы цели Михалкова и Люмета совпадали, то фильм Никиты Сергеевича можно было бы считать провальным.
Что хотел Михалков? Помня предыдущие его работы, можно сказать, что он хотел снять фильм для народа. Неважно, юнкера ли будут судить комдива Котова или наоборот, важно, чтобы история осталась в сердцах зрителей. У Михалкова это получилось — фильм залез в души граждан поглубже «Девятой роты».
Классический принцип единства (времени, места и действия) не только не нарушен, но и подчёркнут различными техническими приёмами. Кстати, фильм рекомендуется всем учащимся киноВУЗов к изучению и конспектированию. Актёры своё дело знают и играют отлично, Михалков, как всегда, прекрасен в образе самого себя.
Но есть у меня пара вопросов к авторам российской адаптации чуждого нам сценария. У американцев другая культура, и фильм «12 разгневанных мужчин» нельзя просто переснять. Попытка пересадить классический киносюжет на российскую почву скорее не удалась, чем принесла какие-то плоды. Чечня, трудности российской армии, захваты жилплощади — это одно, а судьба юноши-рико в расцвет сегрегации и полуофициального расизма — это другое.
Мне вот до сих пор неясно, почему чеченский мальчик, проживший десяток лет в России, так и не выучил русского языка? Это серьёзный промах сценаристов, таких, между прочим, в фильме богато. Поэтому, несмотря на мастерство актёров и потрясающее исполнение съёмок, ставлю ленте оценку 7, против люметовской 9.
7 из 10
Оригинал