Кинг Конг против Механи-Конга. А также Горозавр и гигантский Морской Змей. Пока картины о Годзилле становились всё более простенькими и семейными, Иширо Хонда старался, как мог, чтобы кайдзю-жанр процветал в разных направлениях, снимая то настоящий хоррор — «Санду против Гайры», то вот такую отнюдь не комедийную фантастику.
В фильме нет никакой детскости и наивности, как нет и комедийных элементов. За весь фильм есть всего одна ироничная шутка, да и та — удачная: «- Думаете, мы найдём Конга? — Конечно, не увезли же они его на Северный Полюс!» — надо ли дополнять, где в следующем же кадре окажется похищенная горилла?
В северных льдах зловещий гений Доктор Кто, нет-нет, на полном серьёзе — Dr. Who, сыгранный постоянным участником жанрового кино — Хидеё Амамото, украв чертежи, проектирует механического Робота-Конга, чтобы тот сумел раздобыть редкий радиоактивный элемент. Механи-Конг с задачей не справляется — излучение губит его микросхемы…
Тогда этот самый Доктор Ху со своей заказчицей Мадам Пираньей (Мадам-Икс) — представительницей одной неназванной очень воинственной азиатской страны (Корея?), которую играет Миэ Хама уже встречавшаяся с гориллой-переростком в «Кинг Конге против Годзиллы» и, между прочим, девушка Бонда из «Живёшь только дважды», собираются заставить работать настоящего Кинг Конга.
Тем временем Хонда вводит уже привычную классическую троицу главных героев — военный (на этот раз американец), учёный (японец, завсегдатай кайдзю-фильмов — Акира Такарада) и женщина — блондинка-американка, это ведь кино про Кинг Конга, в конце-то концов!
Первым, после, собственно Механи-Конга, фильм представляет Горозавра, и тут понимаешь, насколько же Тохо в те годы издевались над костюмом Годзиллы. Вот же превосходный гигантский динозавр, отлично сделанный ящер, выглядящий так, как и должен! Почему же с костюмами Годзиллы настолько всё плохо в те же самые годы?!
Напавший на блондиночку хищный ящер вскоре получает тумаков от проснувшейся Гориллы. Костюм Конга здесь весьма обновился со времён «Кинг Конга против Годзиллы», так что выглядит в несколько раз лучше и куда больше похож на гориллу. Даже с движениями на этот раз всё куда реалистичнее, Конг и горбится, и бегает иногда на четырех лапах, а не только шагает на задних двух.
Немного натянуто то, что Конг повинуется приказам языка, которого по идеи даже не слышал — ведь туземцы на острове говорят на своём диалекте, но для фантастики тех лет это далеко не самое страшное допущение из возможных. С сюжетом здесь очень даже всё хорошо. Разве что, когда Кинг Конг перестаёт слушаться, было бы более логично упомянуть, что действие гипноза прошло, а не только во всём винить сияющие радиацией кристаллы.
А вот, конечно, резкие перемещения персонажей по карте земного шара — вызывает уже куда больше недоумений. Зато Хонда прекрасно показывает всё многообразие локаций. Фильмы Фукуды про Годзиллу 1966-1967 годов представляли из себя этакий жанр «приключения на острове». Хонда сделал свой ответ семейно-развлекательным лентам, сняв куда более серьёзно, насколько лента про гориллу-переростка, сражающегося со своей механической копией вообще могла бы выйти.
Хонда прекрасно снимает и остров, и ледяные просторы, и финальный экшен в мегаполисе. Конга в картине очень много и он постоянно с кем-нибудь сражается, так что любителям зрелищ олдскульного экшена с резиновыми костюмами хватит с лихвой до восторга!
Великолепный Горозавр — далеко не единственный монструозный обитатель острова. Но первая битва происходит именно с ним, чтобы показать силу и свирепость Кинг-Конга. Два зубастых чудовища устраивают оммаж классической американской ленте 30х годов — Конг также сажает даму сердца на дерево и отправляется биться с динозавром, уверенно побеждая в затяжной схватке.
На этом проблемы не заканчиваются. Пытающиеся убраться с острова главные герои подвергаются нападению Морского Змея или гигантского угря. Тварь едва не выводит из строя двигательный аппарат, но отважный Конг отправляется защищать блондинку, отважно сражаясь в воде с опутавшим его чудовищем.
И здесь режиссёр включает всю двойственность натуры Конга, перестав делать из него отважного рыцаря — Конг нападает на подлодку, не желая, чтобы красавица уплывала прочь. Так что гигантской горилле, в общем-то, не важно — свои или чужие, злодеи или герои, он в эгоистичной манере крушит всё вокруг, если это взбредёт ему в голову.
Ему просто хочется увидеться с миниатюрной красоткой снова и снова. Но героям удаётся уплыть, а их доклад провоцирует вторжение на остров Доктора и его злодейскую команду. Не успел закончиться экшен с чудовищами, как в ход идёт военная техника — гориллу-гиганта бомбят снотворным, чтобы сцепить и увести на Северный Полюс добывать редкий Элемент-Икс, способный поднять ядерный потенциал любой страны на невиданные высоты.
Там же чудовище сталкивается со своей механической копией. МеханиКонг сделан вполне достойно. Фильм во многих деталях совершает оммажи американскому «Кинг Конгу», обыгрывая разные его эпизоды по-своему.
Картина полна разнообразия, не стесняется убийств и крови, демонстрирует отличную массовку военных и мирных городских жителей для совместных сцен с чудовищами и попросту увлекает своей историей. Да и персонажи в картине приятные.
Антагонист получился очень такой «бондовский» и «комиксовый», пожалуй, один из лучших отрицательных персонажей в кайдзю-жанре, намного превосходя всяких злых лидеров пришельцев из фильмов о Годзилле. А его напарница раскрыта, как персонаж, вообще лучше всех остальных в данной картине за счёт своего развития от хладнокровной злодейки к женщине, осознающей ошибки своей страны.
Заодно фильм пытается двигать сам жанр дальше, вносить больше разнообразия и интересных фишек. Например, здесь чудовище не противостоит войскам и армии — сцена, в которой Конга объявляют безопасным, а танки разворачиваются — прямо-таки уникальное событие.
Следом появляется МеханиКонг и начинает крушить город — вот он истинный монстр, рукотворное создание человечества! Возможно, в этом-то и стоит разглядеть какой-то умный посыл и символизм, было бы желание. А ещё что-то есть в сцене, где главная героиня упрашивает Конга убегать, а не драться с роботом, ведь победить механизм нельзя. Есть ли в этом какая-нибудь аллюзия на битву против системы или что-то в таком духе? В общем, к финалу начинается долгожданная «воскресная схватка двух якодзун».
Следить за поединком Робо-Конга с настоящим интересно хотя бы потом, что Конг быстрее и проворнее, но зато механическое создание не может измотаться и устать, что наглядно и проговаривает антагонист картины, гордясь своим творением. Более того, сама схватка происходит даже не среди домов и не на открытой местности, а на высоком здании токийской башни.
«Побег Кинг Конга» удался на славу! Один из лучших фильмов Иширо Хонды, один из лучших кайдзю-картин кинематографа. Не настолько многозначительный, как фильмы-катастрофы об огромных чудовищах типа первого «Годзиллы», и отходящий от жанра ужасов к жанру фантастики, при этом увлекательный и качественный для своего года выхода. Отличное кино про гигантских монстров от мастера жанра!
9 из 10
Оригинал