Космическая гигантская медуза Догора Не считая «Мистерианцев» с роботом Мегерой, Догора, вроде как, первый космический кайдзю на экранах. Все остальные типа Варана, Радона, Мотры и Годзиллы к нам на планету не прилетали. Но фильм вообще полон многих оригинальных затей, хотя и не сказать, что все они пошли ему на пользу.
По началу тут всё довольно привычно, есть фирменная троица «он» (детектив), «она» (ассистентка) и «учёный» (доктор, изучающий кристаллы). Все они так или иначе оказываются втянуты в криминальное приключение. В то время как из космоса прилетает огромная живая клетка в поисках углерода.
Чудовище показывают мало и редко, чаще всего она гравитационными мощностями похищает уйму угля, разрушая при этом разные постройки. Иногда осыпается камнями с неба после кристаллизации своих конечностей, предстаёт ещё цветастым облаком и изредка пропускает через него свои щупальца.
Фанаты Говарда Лавкрафта могли бы порадоваться, если бы в фильме была создана хоть немного атмосфера того космического ужаса ил хотя бы «древних богов». Но картина гораздо прозаичнее и проще — это в меру увлекательное авантюрное кино о похищении. В США, кстати, пришлось заменить букву в названии фильма и пришельца — чудовище стало зваться «Дагора», так как «dog» это собака и зрители могли ожидать собако-монстра.
Здесь полным-полно второстепенных героев. И брат главной героини, и загадочный американец — спец по бриллиантам, и криминальная банда, включая одну проворную даму-вертихвостку, и даже шеф полиции, которого ожидаемо играет Дзюн Тадзаки — завсегдатай ролей начальников в кайдзю-фильмах.
Вообще Хонда планировал, что американец Марк Джексон станет сквозным персонажем в целой серии фантастических фильмов, но идея так и не была реализована. В том же «Мегалоне» у Данэма уже совершенно другая роль. Но здесь он по факту чуть ли не лучший персонаж фильма. По крайней мере, самый удачно прописанный и блистательно сыгранный.
Человеческая часть крутится вокруг различных финтов с настоящими и подставными алмазами. Ограбления, подделки, конфеты вместо бриллиантов, самые разные авантюры, которые задуманы вполне неплохо и позволяют не скучать все полтора часа хронометража.
Чудовище же внешне собой напоминает медузу и сыграно вовсе не человеком в костюме, что весьма редкое явление для кайдзю. А по своим размерам на фоне ночного города, парящее в небе живая клетка и вовсе способна считаться самым крупным гигантским монстром в истории жанра. Правда, с Годзиллой он в итоге совсем не пересекается (кроме видео-игр), так что в марафоне служит этакой «белой вороной» и совсем уж обособленной интерлюдией (как и грядущая в скором времени «Широта ноль», вроде как).
Однако, когда дело доходит до активных действий с помощью щупалец, они на фоне, например, эффектной сцены с мостом, вовсе не настолько уж здоровые. Правда, в ряде сцен вообще являются нарисованными и анимированными, вместо использования практических спецэффектов.
Изначально, согласно тизер-постеру, здесь должен был появиться полноценный кайдзю в костюме, этакий каменный монстр, но, видимо, было решено на нём сэкономить. Здесь вообще не мало довольно халтурных мест — очень слабенькие мэшапы людей с фоном, скачущая цветокоррекция и не самый лучший монтаж. «Догора» едва ли тот фильм Иширо Хонды, которым мастер жанра мог бы полноценно гордиться.
Но хотя бы все сцены разрушений городов сняты на весьма приличном уровне и вновь полны мельчайший деталей. А стреляющие миниатюрные пушки грамотно чередуются с настоящими военными, палящими из них. Вот только обе истории — про монстра из космоса и полицейское расследование — как-то плоховато стыкуются друг с другом.
Продюсер Томоюки Танака любил на поздних этапах наполнять фильм чудовищами — Магума в «Горасе», Могера в «Таинственных пришельцах», змей Манда в «Атрагоне» и так далее. Однако, если этого факта не знать, везде чудища вписаны довольно органично и удачно. И только «Догора» разваливается на части, словно в фильм о похитителях алмазов искусственно и насильно вписали вторжение гигантской летающей медузы, заткнув тем самым все дыры.
Композитор Акира Ифукубе написал весьма своеобразную струнную тему к фильму, как бы тоже подчеркнув ряд оригинальных черт картины. Вот только вся жанровая необычность едва ли покрывает слабый и довольно посредственный сценарий, где многим актёрам при обилии экранного времени всё равно особо нечего делать. Ну, и тема с пчёлами и осиным ядом кажется какой-то уж совсем высосанной из пальца, особенно в скомканном финале «кризис преодолён, Догора уничтожен на северном полюсе».
Персонажи по большей части пресные, особенно главные герои. Ну, старик-профессор ещё довольно яркий, но второстепенные персонажи их всех уделывают на раз-два, а у Фудзиямы Мокото в «Аторагоне» была прописана куда лучше и эмоциональней. Иными словами, фильм толком и монстра-то мельком показывает, и само чудовище явно не уровня Годзиллы, так ещё и «человеческий» сюжет про кристаллы вышел не столь уж классным, но всё-таки в меру интересным.
Картине повезло, что она не редко держит в себе долю интриги, чаще всего касающейся монстра, но порой и самих авантюр, проделанных персонажами. «Догора» неплох, но сильно уступает многим кайдзю-представителям, даже далёким до идеала. Посмотреть его вполне можно, а вот пересматривать, если и захочется, то, скорее всего, в рамках вот такого вот кайдзю-марафона или ретроспективы фантастики Тохо. Что любопытно, этот фильм многие путают с «Космической Амёбой» 1970 года (который «Йог — Монстр из космоса»), в прокате США — «Space Amoeba», потому как Догора — это не то медуза, не то клетка, реально какая-то космическая амёба. Но тот фильм реально включает аж трёх крутых кайдзю, а здесь всё попроще и похалтурней.
6 из 10
Оригинал