С некоторым усилием в три приема посмотрела фильм румынского режиссера Раду Жуде «Браво!»/Aferim!, 2015. Сподвигли меня на этот шаг, как это нередко бывает, высокие оценки друзей и многочисленные положительные отклики. Само название фильма уже настраивает на саркастический лад, особенно когда наблюдаешь за происходящим в фильме. Читала,
дальше
С некоторым усилием в три приема посмотрела фильм румынского режиссера Раду Жуде «Браво!»/Aferim!, 2015. Сподвигли меня на этот шаг, как это нередко бывает, высокие оценки друзей и многочисленные положительные отклики. Само название фильма уже настраивает на саркастический лад, особенно когда наблюдаешь за происходящим в фильме. Читала, что слово Aferim! позаимствовано из турецкого языка и означает как бы саркастическое «одобрение» того, что на самом деле одобрения не заслуживает. Так оно и есть. Действие фильма происходит в первой трети 19-го века в Румынии, в Валахии, и, как следует из титров, фильм основан на реальных событиях. Боярин Иордаке нанимает полицейского Костандина и его сына-жандарма Ионице для поимки его беглого раба-цыгана Карфина. И вот мы наблюдаем за поисками, поимкой и тем, что случилось дальше, всё это сопровождается постоянными диалогами, а иногда и монологами Костандина и некоторых других, особенно встреченного ими по дороге священника. Из них нам становится ясной картина, в которой просматривается крайне неприязненное отношение, даже ненависть, представителей разных национальностей друг к другу, кроме того, узнаём, что цыгане в то время были у румын рабами, их вообще не считали за людей и называли не иначе как воронами. Нельзя сказать, что там только одна «речь ненависти», временами наблюдаем слабые проблески разума и даже, возможно, человечности, но всё это настолько слабое, что особого влияния на происходящие события не оказывают. Например, гг предлагает не казнить сбежавшего раба, поскольку виновницей произошедшего была жена боярина, а просто избить его, очень «благородный» жест. На то, как относятся к людям, смотреть противно, причем не только к рабам, полицейский целует руки и боярину, и его жене, которую он вроде как почтительно допрашивает, сам боярин и полицейского за человека не считает. Конец отвратительный, но главный герой призывает сына, который в промежутке делал слабую попытку уговорить отца отпустить Карфина, забыть всё это и обещает ему успешное будущее.
Надо сказать, что на меня фильм произвел довольно тягостное впечатление, хотя замысел режиссера мне был понятен, но смотреть и слушать всё это было неприятно, хотя временами звучало весьма актуально, такие речи приходится слышать и сейчас. Некоторые отмечают, правда, некоторый «юмор висельника», с этим можно согласиться, некоторые персонажи (те же бояре с совершенно дурацкими огромными шапками на головах) выглядят нелепо, хотя за юмор все-таки я это не считаю, это как карикатуры. Считается, что он снят в стиле вестернов, хотя мне так не кажется, хотя да, всё время скачут на лошадях, в этом сходство есть, но не в характере событий. Короче, я не уверена, что могу его рекомендовать всем для просмотра, хотя фильм имел успех и получил несколько наград, был номинирован на Оскар.