Колдун и Хот-дог Поклонники Короля Ужасов вряд ли назовут восьмитомную сагу о Стрелке лучшим произведением американского романиста. Это масштабный детально проработанный эпик, который объединяет все произведения Кинга в одну огромную вселенную и потому 'Темная башня' интересна прежде всего как поражающая воображение концепция, а не как цельный фэнтези-цикл. Будем честны, иногда эти романы сложно читать. Что уж говорить о переносе на киноэкран - эта затея изначально казалась обреченной. За десять лет производственного ада, фильммейкеры и обычные зрители уже решили, что экранизация кинговского эпоса навсегда останется лишь несбыточной фантазией. Что ж, после долгожданной премьеры фильма уже окончательно стало ясно, что лучше бы киновоплощение 'Башни' и оставалось всего лишь мечтой.
На пути к покорению Тёмной Башни многие пали. Первыми жертвами стали дуэт Джей Джей Абрамса и Дэймона Линделофа, создателей сериала 'Lost', которые просто обожают браться за нереализуемые масштабные концепции и доводить их до ума. Не сломила Башня, к великому сожалению фанатов, только датчанина Николая Арселя. За плечами у него постановка нескольких скромных картин на родине и сценарий к шведской экранизации трилогии 'Миллениума' Стига Ларссона. Внушительный послужной список для режиссёра, которому доверили перенести на экран эпический многотомник Кинга, не правда ли?
Стоит отметить, что Арсель действительно попытался выполнить свою работу достойно. Заметно, что постановщик стараться передать атмосферу оригинальных романов если не с любовью к творчеству Кинга, то хотя бы с уважением. Интригующая открывающая сцена фильма по-хорошему удивляет и может заинтересовать множеством вопросов даже зрителя, читавшего Кинга. Но затем нам показывают главного героя, и 'Тёмная башня' моментально разрушается до основания. Нет, речь не про чернокожего Роланда, о нём чуть ниже. Дело в том, что протагонистом ушлые сценаристы решили сделать второстепенного персонажа книги Джейка Чемберза, подростка, попавшего в Срединный мир. Решение спорное: с одной стороны, понятно желание создателей фильма таким образом привлечь в кино именно подростков - всё-таки это сейчас основная аудитория кинотеатров. Молодой малоизвестный актёр Том Тейлор в общем-то и играет недурно и смотрится в своей роли убедительно. С другой стороны, сам Стрелок Роланд превратился в фактурного и харизматичного, но второпланового героя. Теперь созданный Кингом под впечатлением от роли Клинта Иствуда в 'долларовой трилогии' спаситель человечества стал типичным 'мудрым наставником', вроде Николая Кейджа из 'Ученика чародея'. Кстати, на фильм с Кейджем 'Башня' вообще подозрительно походит: такая же клишированная и банальная картина о наставнике и ученике, в котором интересная концепция загублена ленивым исполнением. Увы, если зритель, не читавший романов Кинга посмотрит 'Тёмную башню', он абсолютно не сможет понять, чем вообще может быть интересно оригинальное произведение. Так что худшее, что может сделать картина, по отношению к знаменитому писателю - это дискредитировать в глазах зрителей романы о Стрелке, от которых в сценарии остались лишь имена персонажей.
Но безусловно авторов экранизации можно понять: они действительно хотели снять увлекательное и интригующее кино, которое должно было стать началом новой франшизы. Хоть в истории много банальностей и недосказанностей (что, кстати, можно списать на рваный монтаж), адаптирован сценарий грамотно. Надо сказать, что 'Стрелок', первая книга цикла, - это чтиво довольно сложное и совсем уж не кинематографичное, что отпугнуло многих читателей, пытавшихся покорить Башню. Поэтому в какой-то степени было необходимо полностью изменить историю, чтобы ввести рядового зрителя в курс дела и как бы то ни было, авторы с этой задачей справились. Финал картины оставляет огромный простор для продолжений и уж там можно будет спокойно следовать сюжету книг и вводить героев, из-за отсутствия которых многие фанаты знатно возмущались. Сильнее поклонников цикла возмутил разве что выбор Идриса Эльбы на главную роль. Но здесь-то как раз подкопаться нельзя: раз уж из истории выбросили персонажа, у которого как раз был конфликт с Роландом из-за расовых различий, то и цвет кожи героя уже не имеет никакого значения.
А вот в уверения про каноничность и формальное продолжение истории не верьте. Здесь стоит позанудствовать и заметить, что артефакт Рог Эльда, благодаря котором был бы возможен такой финт ушами и который изначально заявлялся в экранизации, в фильме отсутствует совсем. Как и отсутствуют все упоминания главного антагониста истории Алого Короля (надпись на стене не в счёт, в изначальном сценарии, который, кстати, слили год назад, его присутствие должно было быть весьма значительным). Зато с чем создатели справились на твёрдую пятёрку, так это с интертекстуальными отсылками к вселенной Кинга. Пасхалок в фильме действительно огромное количество, и фигурируют в сюжете они не просто как бессмысленный фансервис, а как полноценная часть истории. Джейк здесь обладает 'сиянием', как и герой фильма Кубрика, в блужданиях по бесплодным землям герои посетят парк развлечений Пеннивайза, клоуна из 'Оно', а пароль для перемещения между мирами здесь 1408 (в комнате отеля с таким же номером Джон Кьюсак в одноименном мире тоже попал в потусторонний мир). А ещё внимательный поклонник сможет разглядеть плакат с Ритой Хэйуорт, отель Оверлук, сенбернара Куджо и Мареновую розу на стене. За такую любовь к деталям авторов фильма можно только похвалить. И ещё конечно же необходимо похвалить Мэттью Макконахи, который, в отличие от других артистов, здесь не просто на своём месте или дежурно хорош. Актёр блистательно справляется с ролью эксцентричного, пугающего и до жути опасного колдуна Флэгга и теперь остаётся надеяться на то, что экранизацию кинговского 'Противостояния' всё-таки запустят в производство, ведь Мэттью собирался исполнить там ту же роль.
Уже объявлено о начале работы над сериалом, который станет формальным продолжением фильма. Правда, действие там будет происходить за много лет до событий картины, когда Роланд был молодым. Получится ли что-то из этой затеи - сказать трудно. 'Башню' изначально надо было экранизировать в виде сериала, с бюджетом как у 'Рима' или 'Игры престолов'. Дальнейшая судьба всей франшизы покрыта потусторонней мглой. Критики картину разгромили, аналитики не прочат финансовых успехов. Кино может окупиться за счёт того, что бюджет и так был не особо внушительным, но нужно ли нам такое счастье? Эта лента получилась не ужасной или катастрофически провальной. 'Тёмная башня' в постановке Николая Арселя оказалась просто нормальной картиной, имеющей мало общего с книгами. А такой расклад не устраивает ни зрителей, ни продюсеров из Sony. Такое кино имеет право на существование, а поклонники могут начинать ждать новой экранизации. Ведь творчество Кинга не перестаёт и не перестанет будоражить воображение людей, а значит рано или поздно мы увидим достойное киновоплощение истории о Тёмной Башне
Оригинал