Роковое влечение При всей показанной на экране порочности, ярко выраженных аддикциях, теме суицида и тому подобных вещах, хочется всё равно назвать фильм довольно ярким, в каком-то смысле даже светлым, совершенно не тяжёлым и не угнетающим. При всех его затянутых планах и весьма малоподвижной операторской работе фильм остаётся увлекательным и динамичным, насыщенным на события, интересные повороты и какую-то изящную недомолвку, разжигающую ещё большее внимание к деталям, словам и действиям.
История эротомана-сатириазиса, человека с глубокой ярко выраженной сексуальной аддикцией, показана лишь в краткий миг его будней, о тех нескольких днях, когда к нему приезжает пожить его сестра. Этот кусок из жизни слабо проливает свет на прошлое, но в том или ином плане тешит зрительское внимание догадками о трвмах, комплексах или тонко проносящейся через основную сюжетную линию тему инцеста. Всех подробностей нам так и не огласят, детальных флешбэков не покажут, а натянутые отношения с сестрой так и будут крутиться лишь симптоматикой невроза для верных последователей Фрейда, которым такое кино станет даже большей пищей для дискуссий, нежели недавний «Опасный метод».
Но психоаналитической картиной «Стыд» едва ли может считаться, в таком случае нам бы более явно разжевывали мотивы, да ещё изрядно копались бы в толковании сновидений, коим здесь и внимания то не уделено вовсе. Роковое влечение к каждой представительнице женского пола, донжуанство во всей красе и чуть ли не мастер-класс по соблазнению девушек отнюдь не вызывают у главного героя по имени Брэндон тот самый, заявленный в названии, стыд, как не вызывают и прочих комплексов, неудовлетворённости жизни и депрессивных размышлений. За весь фильм создаётся впечатление, что образ жизни героя Майкла Фассбендера абсолютно его устраивает, и идилия с внешним миром рушиться лишь, когда в неё искусственно вмешиваются — то нагрянет любвеобильная сестрёнка, то на рабочем компьютера обнаружат кучу материалов порнографического содержания с различными видами «извращений».
Стыд здесь одолевает накатом волн далёкого прошлого, которое Брэндон отчаянно пытается забыть и выкинуть из головы, но ему о нём регулярно напоминают. И вроде бы разоблачая пороки общества, беспорядочные связи, тему супружеской измены, неразберихи в сексуальных партнёрах и всего тому подобного, речь ни разу не заходит о каком-то исправлении или разоблачении, о раскаянии и пересмотре жизненных ценностей. Центральный персонаж поставлен в ситуацию без кризисов среднего возраста, без традиционной смены приоритетов на карьеру и семью, и лишь внутрисемейные отношения с сестрой отдаются эхом в его поведении и отношениях. Выделять конкретную мораль здесь не спешат, лишь просто намекают: не обижайте младших сестрёнок, не храните порно на рабочем компьютере, не утопайте в беспорядочных связях, не пытайтесь соблазнить всех окружающих и встречных. Впрочем, это всё равно останется выбором образа жизни для каждого.
Не способный удержать отношения дольше четырех месяцев, персонаж Фассбендера ничуть не расстраивается по этому поводу, радуясь новым достижениям в охоте на доступных красавиц, соблазняя недоступных, и пробуя всяческие новые вещи. Эротизм картины не зашкаливает, как того требует суета вокруг самого громкого цензорского рейтинга в NC-17. Пожалуй, «Анстихрист» Триера с его сценами проникновений и наглядной мастурбации в кадре выглядит куда более жёстким в этом плане, да и наиболее сочные серии сериала «Спартак» так же лихо переплюнут своими оргиями и обнажёнкой все постельные сцены «Стыда». Но фанатки Фассбендера будут определённо визжать от восторга, а очаровательная Кэри Маллиган наконец-таки предстанет целиком обнажённой, чего не могли дождаться многие годы, не считая удалённой сцены из фильма «Когда ты в последний раз видел своего отца?». Остальные раздевающиеся на экране девушки и женщины своим многообразием определённо должны порадовать мужскую половину зрителей, добавив картине восторженных отзывов.
Мелодичное и приятное звуковое сопровождение подчеркивает кульминационные точки картины прекрасной композиторской работой, а весьма хорошая подборка музыкальных композиций и вовсе разнообразит динамикой восприятие происходящего. Технически, конечно, Шону Боббиту нехватает профессионализма съемки, умения не увлекаться статичной камерой и снимать более изыскано и масштабно; определённым сценам не хватает закадрового голоса, знакомящегося с происходящим (например в затянувшейся открывающей сцене) от лица главного героя фильма, а некоторые эпизоды типа снятого одним планом с единого ракурса концертного исполнения Маллиган с трудом узнаваемого в такой аранжировке хита «New-York, New-York» и сцены в гей-баре стоило вообще вырезать, дабы не портить и не замедлять общее действие.
Охваченный мелкими проблемами «Стыд» не диктует правильного образа жизни, не внедряет поучительной морали, а лишь указывает на чужие ошибки, просчёты, особенности. Кино скорее толерантное, нежели обличающее. В конце концов какая разница спят брат с сестрой или не спят, сколько и как долго человек желает хранить отношения и в каком количестве сексуальных партнёров видит свой лимит — это дело личное, никак не зависящая от общественного мнения и морали. А когда на этой почве действительно разыгрывается стыд и неловкость, то для того и есть различные психологические службы. Ну а светлым фильм можно назвать ещё и за лучики надежды, ведь возможно теперь и с сестрой отношения станут куда менее конфликтны, а там глядишь через 10-15 лет такой мужчина таки решит остепениться и остановит выбор на какой-нибудь одной девушке.
Фильм хорош тем, что укладывает все показанные события без пятен скуки. Да, порой с излишне затянутыми передышками, даже с не самыми нужными сценами и бытовыми подробностями, но всё же всегда в отличном темпе, с неким увлекательным драйвом повествования и всегда с интересно разворачивающимися событиями вне зависимости от их предсказуемости. Фильм заканчивается в нужное время в нужном месте, оставляя, конечно, некоторые вопросы, но по сути все это имеет не такое серьёзное значение. Главное всё-таки полученное от просмотра удовольствие.
«Стыд» прекрасен насыщенным действием и яркими актёрскими эмоциями, обилием постельных и эротических эпизодов, а заодно и вереницей действительно смешных и действительно драматичных моментов. Весьма четко играя должным образом на балансе чувств и эмоционального содержания, картина добивается практически идеальных пропорций сюжетной идеи и её реализации. Минусы и шероховатости съемки сглаживаются сочными кадрами действия, а длительные планы забываются после удачных шуток и разбросанных комичных ситуаций. Едва ли, правда, «Стыд» можно назвать трагикомедией, но грустить фильм не заставляет точно. А потому достоин просмотра и способен интеречно развлечь заинтересовавшегося зрителя. И да, берегите и не обижайте младших сестрёнок.
9 из 10
Оригинал