Феномен Брауновского движения Повести разговор хочется не только непосредственно про фильм (и ни слова про книгу, потому что не читал, — и слава богу, не вырвется пресловуто-истерическое «А в книге же было не так!»), но и относительно популярности «книг-загадок, книг — бестселлеров» и иже с ним фильмов, в которые попадает и «Код Да Винчи», и его продолжение «Ангелы и демоны», и «Сокровище нации» о двух головах.
Популярность их растет из нескольких вещей: во-первых, история — штука, в принципе, интересная и насыщенная событийно и без извлечения на свет Божий (ой, помянул Его имя всуе) всяческих её тайн, загадок и мифов, но без них она будет куда как менее увлекательной не только для непоседливых школьников и моложавых офис-менеджеров, а даже для вполне себе эрудита в очках, завсегдатая книжных магазинов и исторических форумов в интернете. Перемывание исторического «нижнего белья» в свою очередь оказывается неплохим информационным поводом подробнее изучить события прошлого, открыть для себя личности известных фигур предыдущих веков: деятелей церкви (о, какую им Дэн Браун сделал рекламу, не понимаю я их, что им не нравится?), науки, искусства да и просто узнать подробнее фонд мировой живописи, скульптуры, архитектуры, задуматься о скрытой, интересной стороне сегодняшних событий и явлений… И заодно, конечно же, «погуглить», чем в Ватикане промышляет тот же камерарий (камерленго), и что это за должность такая.
Во-вторых, и тут следует воспринимать эту мысль совершенно серьезно, подобные «интеллектуальные» (кавычки по желанию можно отбросить) книги и фильмы рисуют новый тип борца со злом, открывают новый «детективный» типаж: не просто чудаковатый интеллектуал аля Холмс, Пуаро и прочие, а ученый-историк, ученый-искусствовед, который уж на что бы, кажется, сгодился б в критической ситуации (ну да — ни на что), а тут — всему голова. Работая своей головой и руководствуясь интуицией (а ещё ногами, конечно, ничего тут не попишешь, время тикает), Том Хэнкс в образе профессора Лэнгдона доказывает превосходство именно гуманитарной науки (а его напарница — физик, замечу — симпатично играет роль «мебели») перед чьи бы то ни было коварными замыслами. С другой стороны, торжество научной мысли не мешает существовать хоть и киношному, но — Чуду, да и мудрый церковник в конце кино не зря намекал атеисту-главгерою на то, что пути Господни неисповедимы, и что он оказался в помощниках у полицейских-папистов не случайно.
А само кино, о котором выше так немного по сути было сказано, удалось; удалось в качестве держащего в тонусе конспирологического триллера с прекрасными видами Ватикана, постоянно (прислушайтесь, — постоянно!) звучащей тревожной фоновой музыкой, постаревшим, но всё же — таким близким Хэнксом (уж не знаю, за что ему там заплатили 50 миллионов $ гонорара, но это не важно, хорошему человеку и актеру — не жалко) и неоднозначным персонажем МакГрегора, интересной фабулой и… дубляжом Лэнгдона актером, который прочно ассоциируется с «русским» голосом Уилла Смита (из последнего: «Хэнкок» и «Семь жизней»), что вызывает неоднозначные, но тоже положительные мысли.
В итоге — отличное кино для расслабленного после работы мозга и глаза и для тихо подрёмывающего или просто миролюбивого внутреннего критика. Циникам и эстетам от мира кино и литературы же лучше выпить перед просмотром валерьяны, хорошенько подумать и… вовсе не включать фильм.
Оригинал