Фильм, который опередил свое время… в том плане, что прошел через производственный ад, замены актеров, досъемки, перерасход бюджета, переписывание сценария на ходу в те времена, когда это еще не вошло в моду. Это сегодня такая шляпа творится с супергероями DC, но возникновение такой ситуации в советском кино, которое не гналось за деньгами и было хорошо налаженной государственной производственной машиной – это что-то очень странное. Большинство авторов не верили в этот фильм, он лег бы на полку, если бы не случайное одобрение Брежнева.
О минусах:
- Товарищ Сухов радирует своей жене письма прямо из головы. У него в фильме не было возможности писать их и не через кого было отправить.
- Воображаемая сцена с восточными женами в русской деревне выглядит настолько невероятно нелепо, что это похоже на сцену из "Деревни дураков".
- У всякого "Василия Иваныча" должен быть свой дурачок Петька. Этот например по сюжету не сделал ничего значимого, кроме как… умер.
- В фильме упоминается злодей Джавдет, но он не показан ни в одной сцене. Зачем впихивать в сценарий персонажей, которых ты не можешь или не намерен показать? Можно было сделать врагом Саида самого Абдуллу, таким образом не плодить сущности и закрыть концовку, но автор оставил сюжетный хвост, не намереваясь когда-либо снимать продолжение.
- В середине фильма герои минируют корабль. Почему? Откуда у них мог родиться настолько дальновидный план? С чего они взяли, что бандиты поплывут на этом корабле?
- У фильма практически нет сюжета. Красноармейцы преследуют Абдуллу… почему? Он бросил жен вынужденно, но при этом хотел, чтобы они умерли. Но при этом возвращался за ними? Почему? Что это были за три с половиной старика, вечно сидящие у стены? Откуда у них взялся ящик динамита? Почему таможенник, который больше не таможенник, все еще живет в пустыне? Разве его не должны были забрать в Россию, когда его государственная работа накрылась? Что он там ест в пустыне, павлинов? Откуда его жена смогла мгновенно узнать, что Сухов взял в плен Абдуллу, она телепатическое письмо получила?
- Большая часть хронометража – персонажи просто куда-то идут по пустыне, хотя на самом деле никуда они не идут. Потому что и музей со смотрителем, и дом Верещагина, и корабль, и цистерна – все находятся в шаговой доступности друг от друга, персонажи добегают от одного объекта до другого в несколько шагов. Логику перемещений в этом фильме я просто не понял, т.к. ее нет, тут отсутствуют расстояния.
- Движение губ персонажей ни в одной сцене не совпадает с озвучкой.
Исходя из всего этого я не вижу никаких причин, как этот фильм смог стать культовым. Он даже изначально снимался как просто боевичок, как аллюзия на вестерны, в нем нет глубоких посылов, а перечисленные минусы на нем живого места не оставляют. Фильм банально скучный. К счастью, я не одинок в своем отрицательном мнении – в Википедии написано, что даже на момент выхода фильм понравился далеко не всем, многие называли его худшим фильмом года.