Биографическая кинолента «Валерий Чкалов» режиссера М. Калатозова рассказывает о жизни и работе самого известного советского летчика. Картина не только дальше
Биографическая кинолента «Валерий Чкалов» режиссера М. Калатозова рассказывает о жизни и работе самого известного советского летчика. Картина не только напоминает о важнейших событиях в летописи страны, но и раскрывает характер нестандартной личности. Чкалов был удивительным человеком: став лучшим летчиком, он не мог действовать и жить исключительно по уставу, это казалось ему слишком скучным. Валерий (В. Белокуров) органично чувствовал себя в воздухе, ему легко давалось выполнение сложных трюков. Он старался не только хорошо выполнять задания, но и получать от них удовольствие. Но руководство не всегда одобряло его поведение. После совершения Валерием скандального трюка, пролета под одним из ленинградских мостов, его оправляют в отставку.
Новый вираж
Чкалов решает начать новую жизнь, у него появляется семья. Новая трудовая деятельность не так интересна, но стабильна. Валерий продолжает мечтать о новых свершениях и однажды судьба идет ему навстречу – ему предлагают стать летчиком-испытателем. Алешин, бывший командир Чкалова, он же Батя (Б. Жуковский), предложил его кандидатуру молодому конструктору Мухину, который занимался разработкой новой модели истребителя. Алешин прекрасно знал, что неуставные поступки Чкалова – это желание добиться максимальной эффективности в полетах. Именно Чкалов своей уверенностью в новом самолете воодушевил инженера-конструктора и директора завода после череды неудач. Во время представления модели в воздушной битве Валерий сумел с блеском показать преимущества нового самолета. В ходе этого показательного полета заело шасси, и только благодаря упорству летчика и грамотному выполнению фигур высшего пилотажа удалось избежать катастрофы.
Смелость и упорство Чкалова произвели неизгладимое впечатление на Сталина (М. Геловани), который после полета захотел поговорить с ним. Генсек, по версии фильма, убедил летчика в том, что рисковать собственной жизнью стоит только ради серьезной цели.
Небывалый перелет
После разговора со Сталиным и гибели своего друга Бати, получившего смертельное ранение из-за подчинения инструкциям, Чкалов переосмыслил собственную жизнь. Вскоре прославленному летчику поручили серьезное ответственное задание – трансарктический перелет в Соединенные Штаты Америки. Экипаж из трех человек под его командованием пролетел над Северным полюсом и совершил удачную посадку. Американские граждане приветствовали летчика, а он поведал о величайшем богатстве – 170 миллионах людей, которые вдохновили его своей поддержкой.
Благодаря труду Валерия Чкалова, советские самолетостроители добились многого, а он сумел стать настоящей легендой Советского Союза. закрыть
Первые послереволюционные годы. Голод. Разруха. Сотни никому не нужных беспризорников. Советская власть создаёт детские колонии-дома, куда зачастую насильно дальше
Первые послереволюционные годы. Голод. Разруха. Сотни никому не нужных беспризорников. Советская власть создаёт детские колонии-дома, куда зачастую насильно приводят маленьких неграмотных бродяг. Педагог Антон Семенович Макаренко готов отдать все свои знания и опыт воспитанию и обучению детей-сирот. Однако, он прекрасно понимает, что это не просто дети, это - трудные подростки, которые слишком рано познали горе и вкусили нелёгкой жизни. К этим маленьким сорванцам нужен особый подход.
Чтобы отгореть их сердца и завоевать доверие и уважение, Макаренко готов на самые смелые поступки. Результат незамедлительно сказывается. Почувствовав силу и искренность своего учителя, бывшие беспризорники готовы вместе с ним строить новое будущее. закрыть
Увековечить белое воинство в Советском Союзе в 1934-м году – поступок смелый, отчаянный и даже смертельно опасный. Но Сергей Дмитриевич Васильев, режиссёр дальше
Увековечить белое воинство в Советском Союзе в 1934-м году – поступок смелый, отчаянный и даже смертельно опасный. Но Сергей Дмитриевич Васильев, режиссёр и один из авторов фильма «Чапаев», решился на это. Почему? Ответ прост. В 1916-м году юный Серёжа ушёл на фронт: шла Первая мировая война. Он дрался за родину среди тех, кого потом объединит Белая гвардия. Васильев не мог не знать и не ценить тех, кто не щадил за Россию своей жизни. Поэтому так гордо идут навстречу врагу его «каппелевцы». Эти кадры фильма «Чапаев» выглядят как документальные, и сохранился даже миф о том, как, глядя на экран кинотеатра в Париже, бывший белогвардеец Сергей Эфрон шептал своему соседу: «Смотри! Вот такими мы были!»
В такие минуты не казалось важным, что на самом деле войска В. О. Каппеля и части Чапаева ни разу не встретились в бою, что приём психической атаки белый генерал мог использовать не в 1918-м году, а раньше, командуя на Волге частями Народной армии. Да и форму, в которой идут «каппелевцы», носили не они, а бойцы Марковской дивизии Добровольческой армии. Но правдивость этой сцены не вызывала сомнений ни у белых, ни у красных, и это подчёркивает талант режиссёра.
Создание картины
Над фильмом «Чапаев» С. Васильев работал в творческом альянсе со своим однофамильцем Георгием. Эти двое кинематографистов начинали как монтажёры, трудились вместе не один год и научились превосходно понимать друг друга. Так родился псевдоним «братья Васильевы». Ключевая сцена фильма снималась поэпизодно, длинными кусками, и лишь в смонтированном варианте приобрела тот вид, от которого захватывало дух.
Спустя десятилетия, в 2008-м году, аналог сцены психической атаки из к/ф «Чапаев» будет снят для сериала «Адмиралъ», посвящённого великому А. В. Колчаку. Но если новое время даёт возможность открыто создавать картины, посвящённые рыцарям царской России, то в тридцатых годах минувшего столетия нужно было суметь «спрятать» смысловой акцент так, чтобы он «растворился» в событийной последовательности киноленты. Поэтому драма «Чапаев» – это, разумеется, фильм о Гражданской войне и героическом красном командире.
Сюжет и главные герои
В основе киноленты «Чапаев» – сценарий А. Фурмановой, созданный на основе одноименного романа и дневников Д. Фурманова, воспоминаний ветеранов-чапаевцев. Исполнитель главной роли, Борис Бабочкин, был приглашён «провокаторами» Васильевыми на роль Петьки, хотя «братья» прекрасно понимали, чего они хотят от артиста на самом деле. Борис Андреевич так проникся образом Чапаева, что без всяких проб стал в ходе беседы показывать режиссёрам, как выглядел и говорил этот прославленный красный воин. Это и было то, что нужно! Своего Василия Ивановича Бабочкин сыграл мастерски. И когда после окончания премьеры фильма потрясенные зрители продолжали сидеть, вывести их из оцепенения смогло только появление на сцене Бориса Бабочкина и его коллег, сыгравших других персонажей. Впервые в истории советского кино люди встали. Началась овация…
Вымышленных героев картины Петьку и Анку-пулемётчицу сыграли Л. Кмит и В. Мясникова. Вместе с Василием Чапаевым эти двое позже стали героями многочисленных анекдотов, ставших своеобразным проявлением народной любви.
Фильм «Чапаев» стал легендой кинопроката и в СССР, и за рубежом – его посмотрели миллионы зрителей. закрыть
Двухсерийный советский фильм-биография «Петр Первый» рассказывает об одной из главных вех в становлении Российской империи, о периоде великих побед и дальше
Двухсерийный советский фильм-биография «Петр Первый» рассказывает об одной из главных вех в становлении Российской империи, о периоде великих побед и судьбоносных перемен. Сюжет ленты основывается на произведении Алексея Толстого, повествующем о жизни первого российского императора.
Черно-белое повествование
Экранизация 1937 года снята в черно-белой гамме на киностудии Ленфильм. В тот период фильмы создавались не часто, съемки каждой картины требовали огромных усилий, поэтому выход на советские экраны кинокартины «Петр Первый» имел огромный резонанс. Первая часть картины была закончена в 1937, вторая – 1938 году.
Историческая лента повествует о непростых для России временах, когда харизматичный и властный царь Петр начал нелегкую работу – преобразование Руси. Картина рассказывает о событиях в жизни Петра и России в начале 18 века, история ведется от Нарвского сражения.
Интересное и познавательное кино, из которого можно почерпнуть сведения не только непосредственно об исторических событиях: реформах, заговорах того времени, жестоких казнях, военных победах, дворцовых интригах, вообще о духе России того периода. Это также экскурсия в мир старого кино с его особым духом и неповторимой атмосферой.
Съемочная группа
В киноленте «Петр Первый» задействованы знаменитые актеры того времени: Михаил Жаров в роли Меншикова; Николай Черкасов, исполняющий царевича Алексея; блистательный Николай Симонов в роли Петра. Режиссерской работой занимался В. Петров, композитором выступил В. Щербачев. За сьемки в картине Жаров и Симонов удостоились Сталинской премии.
Интересные факты
Фильм восстановили спустя 28 лет после премьеры. При этом из второй серии пропало несколько сцен:
• бегство работного люда на вольный Дон
• подпись Алексея Романова под манифестом
• визит царевича с сопровождающими в крестьянскую избу
• беседа царя Петра на «ништадском» торжестве с самым главным стариком.
Первую серию тоже сократили, но слегка:
• пропала сцена, в которой придворные целуют ручку Екатерины Алексеевны
• практически уничтожены кадры с наводнением.
Большинство сцен в обеих частях картины переозвучили, часть текстовых вставок убрали, часть заменили закадровым текстом, полностью перемонтировали титры.
Увидеть подлинную версию тридцатых годов и сравнить её с восстановленной можно на интернет-сайтах. закрыть
Фамилия Щорса сегодня почти забыта. Но в начале прошлого века одноименный фильм был снят с полным пониманием темы. Режиссёром картины стал классик украинской дальше
Фамилия Щорса сегодня почти забыта. Но в начале прошлого века одноименный фильм был снят с полным пониманием темы. Режиссёром картины стал классик украинской кинематографии Александр Довженко, а роль главного героя досталась Евгению Самойлову. Сегодня этот фильм – больший свидетель истории, чем множество книг о периоде Гражданской войны.
Сюжет киноленты и главный герой
Время действия – 1919 год, место – Украина, производство принадлежит Киевской киностудии. Премьера состоялась в 1939 году, ещё были живы многие бойцы Гражданской войны. И уже следующая война была не за горами, её приближение тоже незримо присутствует в фильме.
Судьба Николая Щорса определилась временем, в котором он жил. Кадровый офицер императорской армии России, Щорс во время германской оккупации Черниговской губернии собрал и возглавил партизанский отряд. Движимый патриотическими чувствами, отряд Щорса освободил Чернигов, Фастов и Киев. В это время отряду пришлось воевать не только с германскими захватчиками, но и с частями и соединениями Петлюры и Драгомилова.
Фильм рассказывает о том периоде, когда отряд идёт на Киев для установления там советской власти. Актёры, занятые в фильме, его оператор Юрий Екельчик и другие сотрудники жили в стране, хорошо помнящей ужасы Гражданской войны и то, как победа в том или ином сражении во многом зависит от личной смелости и воли командира.
В картине Щорс предстаёт человеком, ни на минуту не забывающем о цели своей борьбы и отеческом отношении к солдатам.
Актёрское созвездие
Исполнитель роли «батька Боженко» Иван Скуратов получил за свою работу Сталинскую премию 1 степени. Это представитель народа, вставшего на защиту своей земли.
Упомянут в фильме и Троцкий, с которым Щорс вступает в конфликт. Сюжет «обрисован» так, что в гибели Щорса можно обвинить Троцкого. Современники говорили, что фильмом Сталин вынес Троцкому приговор. Косвенным подтверждением этого утверждения может служить то, что в советское время фильм целиком не показывали, а демонстрировали в сокращённом виде.
В фильме заняты актёры, впоследствии ставшие «звёздами» украинского и советского кинематографа: Александр Хвыля (Савка Троян), Георгий Полежаев (Петлюра), Николай Комиссаров (Гофман), Лаврентий Масоха (анархист). Заняты в фильме Николай Крючков (провокатор), Борис Андреев (молодой красноармеец), Эмилия Мильтон (буржуа). закрыть