Яркий образ неуёмного Троцкого, фанатика революции, создаёт в т.ч. свойственная, возможно, ему манера говорить — он оратор, да ещё какой. Выразительны коротконогий лысеющий Ленин–интриган, национально колоритный Коба с уголовными наклонностями, и другие — Парвус, Маркин, Агранов… Проникнуть в душу к Троцкому — погибающему, как и хотел, в наступательном бою — выглядит явно главным для создателей сериала, легко уличаемых в вольном ради этого обращении с исторической фактологией. Современно–динамичное цельное кинохудожество с яркими эпизодами — реалистичное не более чем и любая живопись, не раскрашенная по фотографии.
В позднем СССР Троцкий был фигурой умолчания почти абсолютной. По считанным упоминаниям о нём вскользь в учебниках истории понять, зачем он был нужен и откуда взялся, было нереально. Педагог по истории (она же и парторг школы как идеологически подкованная), случайно оказавшаяся свидетелем применения нами клички “Троцкий” к однокласснику (прилепленной, как водится, к нему — по недомыслию, только от созвучия с фамилией — на протяжении всех школьных лет), ужаснулась и принялась объяснять, что Троцкий — он же… злейший враг ленинизма!.. мы слушали её почтительно–внимательно, причин её взволнованности не понимая, конечно, совсем.