Смерть культа То ли сиквел культового 'Зомби 2', то ли самостоятельный фильм за авторством не то Фульчи, не то Маттеи. Феерично скучный, но уморительно нелепый. Такой вот он — 'Зомби 3', который на самом деле никакой не 3, а самый натуральный 2.
Правду скажу, 'Зомби 2' у меня оставил впечатления скорее негативные, кроме эффектных мертвяков и пары-тройки действительно пробирающих эпизодов, ничем хорошим мне не запомнился. Но я всё же считаю, что ценителям жанра ознакомиться с ним есть смысл. Чего не скажу про 'сиквел', который с первой ничего общего, кроме тематики, не имеет. В общем-то и от Фульчи тут только чуть больше половины хронометража.
Ну, давайте смотреть. В зловещем зеленом свете ученый муж с лицом доктора Франкенштейна вместе с ассистенткой тестируют некий препарат, который возвращает покойников к жизни. Но что-то пошло не так. Как выясним через несколько минут, эксперименты проводят в военных целях. Если начало пусть глупое, но хотя бы стройное, то далее начинается совершеннейшая несуразица. На сцену без предисловий выталкивают троицу отдыхающих солдат атлетического телосложения и автобус с юными красотками. Кто все эти люди, мы так и не узнаем. Да и, право, зачем? Достаточно имен, хотя тут это скорее бюрократическая формальность, чтобы герои различались не только лицом. Девочек мы запомним чуть лучше, ведь у каждой (чудеса!) есть своя социально-сюжетная роль, а именно: первая жертва, вторая жертва, жертва летающей головы; слегка развратная кокетка и наконец медсестра Нэнси. Еще среди них есть Парень-в-очках, персона совершенно загадочная. В фильме он существует чисто для количества.
Инфекцию военным сдержать удалось, однако по их же глупости вирус выбрался на свободу, а новым переносчиком стали птицы. Есть подозрение, что сцена с атакующими воронами в третьей 'Обители зла' позаимствована отсюда и усовершенствована в соответствии с современными стандартами, хотя не исключаю, что я просто дитя пост-модернизма и ищу отсылки даже там, где их нет. Тут мы знакомимся еще с двумя персонажами: Патрисией и ее парнем. Беатрис Ринг, кстати, единственная, кто отыгрывает роль, показывает живые эмоции, и потому ее героиня всё-таки вызывает сочувствие. Остальные действующие лица — скорее макеты вроде тех, что стоят у входа в зал кинотеатра, чем хотя бы простейшие персонажи. Это, впрочем, неудивительно, Беатрис одна здесь настоящая актриса. Солдат играют каскадеры по профессии и, видимо, по призванию тоже, а остальных, верно, набрали с улицы. Они будто выходят на сцену и такие: 'Думали, мы вас не переиграем? не уничтожим?' И переиграли же, черти! ровно настолько, чтобы загубить хиленький саспенс и вызвать умиленную улыбку у непрофессионального зрителя, который еще не научился великой мудрости отключать мозг на фильмах, снятых именно для того, чтобы расслабиться после нелегкой рабочей недели под пивко и чипсы.
Чем еще привлекательна Патрисия как персонаж, так это тем, что она почти не делает глупостей. Кроме момента на заправке, где создатели зачем-то примешали мистику с дверями, которые намертво захлопываются, а потом таинственно открываются по щучьему веленью кинодельному хотенью. Но и там, умничка, нашлась.
Зомби здесь — это отдельная головная боль. То ли смена режиссера так повлияла, то ли никто толком не думал, какими в их писанной низким бюджетом картине должны быть ходячие.
Сначала они бодрым сайгаком скачут за жертвой, энергически размахивая мачете, демонстрируют примитивный, но всё-таки интеллект, а кое-где — небывалое дело — даже ГОВОРЯТ!. ..и вдруг резко деградируют до своих предшественников из 'Зомби 2', черепашьим шагом, толкаясь с собратьями, ползут к жертве.
Кроме того, неясно, как, собственно, бороться с нежитью. Одни валятся от автоматной очереди, другим достаточно немножко постучать по голове крепкой доской. Зато другие спокойненько идут своей дорогой даже с пробитым насквозь горлом.
А еще мне вот что интересно. Легендарная в узких кругах сцена с вылетающей из холодильника головой по задумке должна пугать или это такая шутка? Хотела было поругать, но сейчас на всякий случай похвалю за столь абсурдную и странную находку.
Вообще главное преодолеть первые минут 50. Как-то доплестись до цирка шапито, который начинается во второй половине. И я даже не про уморительные драки с зомби, которые, словно Бэтмен, атакуют жертву сверху и свисают с балок вниз головой, как макаки. И даже не про битву наших неутомимых красавцев с ордой хорошо вооруженных военных по заветам Болливуда: одни стоят столбом, пока другие отлетают и врезаются в стены с одного хорошего пинка. Хотя и про это тоже. Но всё меркнет в сравнении с тем, как ведут себя выжившие из этой пестрой компании. Я понимаю, конечно, что лазарет на военной базе лучится безопасностью, особенно когда в в кадр попадает работник сцены, который совершенно непринужденно высовывается из-за вон того фургона, чтобы поддать в баньку зловещего пару. Но вас четверо, двое военных, две женщины, одна из которых вчера неплохо так поранила ногу (легким ударом об асфальт, но спишем это на нежную кожу) и ходит, хромая. Если вы решили следовать канонам низкопробного кино и разделиться на пары, то не лучше ли сделать это правильно? Каждому вооруженному — по даме под охрану. Или так. У вас же два пулемета, да? Так дайте вы один женщинам, не надо жадничать, это некрасиво. Нет, сунули какую-то кирку-лопату, хотя, пожалуй, это и правда грозное оружие. А ты, Нэнси? Не знаю, я не медсестра, может, помощь страждущим у медработников заложена на уровне инстинкта, но не слишком ли легкомысленно помогать очевидно зараженной роженице? Правду говорят, что глупость не лечится.
Вот мы и добрались до финала. Что сказать? Я была странным ребенком — любила манку, особенно с комочками. Но, видимо, время прошло, предпочтения поменялись, потому что та каша-малаша, которую сварили авторы третьего ой простите второго 'Зомби' совсем не порадовала мои вкусовые рецепторы. Повествование мятое, дерганное, сюжет где-то на уровне детских игр в солдатики. Почти час наблюдать за возней пластмассовых людей скучно, а вторая половина фильма — это удовольствие вроде чтения безграмотных фанфиков: смешно, но бесполезно. Если 'Зомби 2' был пусть и бестолковым, но хотя бы зрелищным для своего времени, а сами мертвецы, созданные Фульчи, и сегодня смотрятся эффектно, то вроде-вроде типа-типа сиквел не смог предложить зрителю вообще ничего, кроме, разве, той самой смешно вылетающей из холодильника головы. Да и этот момент, будем честны, спорный. 'Зомби 2' создал культ. 'Зомби 3' — это культ, который бьется в предсмертных конвульсиях. Не зря почти все причастные к созданию открещиваются от этой бездарной поделки.
Оригинал