Если вы поклонник картины "Семнадцать мгновений весны" и не имеете обыкновения тратить время на чтение титров, то наверняка и не подозреваете, то создателем этого фильма является женщина. "У кино не женское лицо", - под этой фразой подпишется любой режиссер-мужчина (а у нас одни мужчины и продвигаются на этом поприще), так как режиссура сложна не только в профессиональном плане, но и в плане психологическом. И, тем не менее, создателем одного из первых советских сериалов и других замечательных фильмов является дама - Татьяна Михайловна Лиознова.
У москвички, родившейся в 1924 году, не могло быть легкой юности. Тем более, что в 1941 году стал ополченцем и сразу же был убит ее отец инженер-экономист Михаил Лиознов. Но отец успел принять судьбоносное для дочери решение, как-то сказав матери: "Позволь ей заниматься, чем она хочет".
Бросив после первого семестра Московский авиационный институт (это был выбор родителей), она в 1943 году поступает во ВГИК и становится ученицей
С. А. Герасимова и
Т. Ф. Макаровой, которые как раз пошли на эксперимент, собрав вместе будущих актеров и режиссеров. Однако после первого семестра ее отчисляют по причине "недостатка жизненного опыта". Лиознова подкарауливает Герасимова и Макарову в дверях института и просит вынести окончательный вердикт после просмотра ее учебных работ. В итоге отчисление было отменено, а Герасимов с этого момента становится для девушки вторым отцом.
Институт был окончен с красным дипломом, Лиознову распределяют на киностудию им. Горького и сразу же увольняют. На жизнь она вынуждена зарабатывать пошивом платьев. Спас Лиознову как режиссера ее педагог, который привлек ее к постановке спектакля "Седая девушка", шедшего на сцене театра им. Вахтангова. В 1954 году Лиознова была восстановлена на киностудии им. Горького в качестве ассистента режиссера.
Ее первыми фильмами стали картина о войне
"Память сердца", лирический рассказ о величии материнства
"Евдокия", новелла о героическом труде летчиков-испытателей
"Им покоряется небо". Крупный успех к ней пришел после съемок
фильма "Три тополя на Плющихе" , в котором снялись замечательные актеры
Татьяна Доронина и
Олег Ефремов.
Еще один персонаж фильма - песня "Нежность", проходящая через него сквозной темой.
Свои
"Семнадцать мгновений весны" (общая протяженность картины 14 часов) Лиознова снимала три года, в работе было задействовано порядка 200 актеров. Многие ведущие артисты в этом фильме выступили в необычных для себя амплуа:
В. Тихонов, до этого игравший героев-любовников, превращается в мужественного героя-разведчика,
Л. Броневой , прежде вообще не попадавший в кадр, предстает в роли матерого фашиста, безгрешный
Л. Дуров становится провокатором. В фильме использованы кадры документальной киносъемки, для чего Лиозновой пришлось провести долгие часы в киноархивах.
Татьяна Лиознова - обладательница ряда наград и званий, самые громкие из которых - народная артистка СССР и народная артистка РСФСР. Высоких наград удостоены и многие из ее фильмов./