Гениальный режиссер театра и кино Анджей Вайда (Andrzej Wajda) имеет огромное количество наград самых разных уровней, однако даже их совокупность все равно не отражает его огромный вклад в искусство. Фильмы Анджея Вайды изменяют человека изнутри – в них говорит правда.
Родился Анджей Вайда 6 марта 1926 года на севере Польши в городе Сувалки. Отец будущего режиссера, Якуб Вайда, служивший офицером конной артиллерии, в 1939 году оказался в советском плену и был расстрелян. По одним сведениям, эта трагедия произошла в Катыни, а по другим, Якуба Вайду преступно лишили жизни в Харькове. Мама Анджея Вайды работала школьной учительницей.
К тому моменту, как Польша оказалась оккупированной Германией, Анджей Вайда закончил семь классов. Чтобы спастись от угона в Рейх, во время войны он работал в немецких мастерских.
После того, как война закончилась, Анджей Вайда обучался живописи в Краковской академии изобразительного искусства, однако, не завершив обучение, поступил в Лодзинскую киношколу на режиссерский факультет.
Его дебютная самостоятельная
картина «Поколение» стала началом явления, которое впоследствии стало называться польской школой кино.
В очень многих своих режиссерских творениях режиссер с глубочайшим психологизмом раскрывает тему войны. Среди них
«Пепел и алмаз», «Пейзаж после битвы»,
«Корчак», «Страстная неделя».
Огромное впечатление на зрителей всего мира произвела картина Анджея Вайды «Катынь».
Анджей Вайда известен своими непревзойденными экранизациями и польской, и мировой литературной классики. Среди них «Бесы», созданные по мотивам инсценировки А. Камю известного романа Ф. Достоевского, «Сибирская леди Макбет» по произведению Н.С. Лескова, «Пилат и другие» по роману «Мастер и Маргарита», «Пан Тадеуш» по мотивам поэмы А. Мицкевича.
Очень яркое, эстетически безупречное и очень жесткое творение Вайды –
фильм «Земля обетованная», являющийся пронзительной социальной притчей.
Анджей Вайда жестко критиковал сталинизм, и его фильмы «Без анестезии», «Дантон», «Человек из мрамора» и «Человек из железа» вызвали неимоверный резонанс во всем мире.
Известны и многие театральные работы Анджея Вайды, среди которых «Бесы», а также «Преступление и наказание» – по мотивам романов Ф.М. Достоевского.
Анджей Вайда всегда активно занимался политической и общественной деятельностью. В частности, он возглавлял Союз польских кинематографистов, который был запрещен на время военного положения 1981 года.
С 1972 года Анджей Вайда женат на актрисе и театральном художнике Кристине Захватович.
Кинематографическую Премию Киото, полученную им в 1987 году, Анджей Вайда потратил на создание в Кракове музея японского искусства. /