Родился 4 сентября 1934 г в г. Прага. Является всемирно известным, крупнейшим чешским кинорежиссёром, сценаристом, художником, сценографом, скульптором, аниматором, представителем экспериментального кинематографа, автором сюрреалистических мультипликационных фильмов, тактильных поэм и скульптур. Его творческий дебют состоялся в 1950 г. в стенах Института прикладных искусств, после чего он продолжил своё обучение на отделении кукольного мастерства в Пражской академии искусств. Вскоре по окончании академии
дальше
Родился 4 сентября 1934 г в г. Прага. Является всемирно известным, крупнейшим чешским кинорежиссёром, сценаристом, художником, сценографом, скульптором, аниматором, представителем экспериментального кинематографа, автором сюрреалистических мультипликационных фильмов, тактильных поэм и скульптур.
Его творческий дебют состоялся в 1950 г. в стенах Института прикладных искусств, после чего он продолжил своё обучение на отделении кукольного мастерства в Пражской академии искусств.
Вскоре по окончании академии искусств он организовывает собственный Театр Масок, после чего поступает в театр Laterna Magika, где демонстрирует свои первые киноизыски. Одновременно работает художником в театрах "Семафор", "Чиногерни клуб", "На забрадли" и на киностудии "Баррандов".
В 1964 году на экраны выходит его первый фильм, утвердивший за ним репутацию самого передового аниматора своего времени.
1970 год стал для режиссера переломным в его судьбе. В этом году он знакомится с ведущим теоретиком Чешской Сюрреалистической Коммуны Вратиславом Эффенбергером, к которому вскоре присоединяется.
С 1973 по 1979 год Ян Шванкмайер занимается постановкой экспериментов в области тактильного изображения, пытаясь понять, насколько искусство может быть связано с физическими ощущениями.
В 1987 году выходит в свет его первый игровой мультфильм
«Алиса», собственное видение режиссера сказки «Алиса в стране чудес».
Его творчество, бесспорно, оказывает влияние на многих признанных гениев мирового кинематографа - от Тима Бертона до братьев Куай. Основными темами в творчестве режиссёра являются такие чувства, как страх, боязнь замкнутого пространства, а также тема манипулируемости. Всё это было навеяно личными страхами режиссера и царившей в те годы в социалистической Чехословакии общественно-политической ситуацией. Одной из последних его работ стал фильм
«Полено», вышедший на экраны в 2000 году.
В 2005 году выходит его фильм
«Безумие», в котором режиссер как бы продолжает размышления, начатые Эдгаром По в рассказе «Система доктора Смоля и профессора Перро», о той опасности, которую несёт на себе «власть толпы».
Каждый новый фильм Яна Шванкмайера становится настоящей сенсацией в мире анимационного кино.