Годзилла против Биолланте Продюсер Томоюки Танака чуть было не закрыл вновь серию фильмов о Годзилле, несмотря на удачную перезагрузку в 1984 году. Его интерес сильно подкосил провал голливудской картины «Кинг Конг жив!», и великий создатель кайдзю решил, что мир попросту не заинтересован больше в историях о гигантских монстрах. Однако, к концу восьмидесятых, новый фильм о Короле Монстров таки был снят.
Изначальный сценарий предполагал историю дантиста, увлечённого биотехнологиями, чтобы удержать душу своей погибшей дочери-ассистентки внутри растения. Также в сюжете фигурировал монстр, представляющий собой гибрид крысы с рыбой для экшена в первой половине фильма, но большинство изначальных идей были переделаны.
Остался лишь общий концепт: учёный, погибшая дочь и чудовище-растение, вдохновлённое «Маленьким магазинчиком ужасов». Из дантиста доктор Ширигами переквалифицировался в ботаника, не признанного в своей стране и потому ищущего почву для своих исследований и экспериментов на стороне.
Вместо персонажа-журналиста крайне важную сюжетную роль теперь играла Мики Сайгуса — юное дарование, шестнадцатилетняя девочка с сильными экстрасенсорными способностями. Пожалуй, лучший персонаж в фильмах о Годзилле за всю их историю, не даром, что её история растянулась на все последующие фильмы Хейсей-эры.
Доктор Ширигами также получился великолепно прописанным и блистательно сыгранным сильным персонажем, сравнимым вполне с Серидзавой из первого «Годзиллы». Дочку же сыграла главная героиня прошлого фильма — Ясуко Савагучи. Она же вместе с Мегуми Одака, исполнительницей роли Сайгусы, уже играла в «Лунной принцессе» Тохо опять-таки в главной роли.
Омори вносит в сюжетную основу промышленный шпионаж. Сначала куча сторон мечтает похитить клетки Годзиллы, следом — уже изобретённую из них бактерию, поглощающую радиацию. Мировые державы и разные компании жаждут заполучить такое оружие, кардинально изменив расстановку сил в наращивании ядерного потенциала.
Фильм стал больше боевиком, нежели хоррором, хотя общая атмосфера и суровость монстров никуда не делась. Тем более, что Биолланте в своей финальной форме и вовсе заткнёт за пояс большинство различных киношных монстров, представляя из себя нечто зубастое и невероятно жуткое.
Вместо обилия политических заседаний из прошлого фильма действие фокусируется на самых разных точках от военного штаба до исследовательского центра, проходя через лаборатории, рестораны, вертолётную площадку и комнаты деловых переговоров для важных шишек корпораций.
От темы ядерной катастрофы настроение фильма сдвинулось в сторону пагубных научных исследований. Жестокие и бесчеловечные эксперименты учёных, считающих себя непризнанными гениями, порождают чудовищ, хотя истинными монстрами здесь оказываются сами люди, их натура и жажда зданий.
Скрестив клетки Годзиллы и Розы, доктор Ширигава создаёт гигантское растение — Биоранте, внутри которого ещё теплится душа его погибшей дочери. Создание растёт и создаётся всё опаснее, пока злодеи взрывают вулкан, пробуждая Годзиллу ото сна.
Король Монстров здесь по-прежнему грозный, зубастый и суровый. Обновлённый костюм наконец-таки пофиксил проблему глаз, и теперь Годзилла на экране выглядит абсолютно живым и настоящим! Всё в его облике великолепно, да и на экране он появляется довольно не мало. Коичи Кавакита сменил Терийоши Накано, как мастера спецэффектов и проделал грандиозную работу с визуалом ленты.
И разнообразия ради на этот раз направляется в Осаку, а не в Токио. Впрочем, городским разрушениям на этот раз внимания всё-таки меньше, чем «воскресной схватке двух якодзун». Биолланте призывает Годзиллу на поединок, но при этом в течение фильма они сталкиваются даже несколько раз. Существо меняет форму, в то время, как Годзилла выглядит непобедимым титаном.
Оружие Супер-Икс здесь обновили, теперь он не только летает и стреляет, но и погружается под воду, реально как субмарина. А заодно его оснастили особой отражающей пушкой, способной возвращать Годзилле его же атомный луч с увеличенной мощностью.
Спецэффекты стали ещё лучше! Луч Годзиллы сдал наиболее потрясающим, здесь он как синий, так и розово-сиреневый в паре сцен. Лазеров меньше, зато присутствуют всяческие грозовые эффекты.
Гибрид клеток Годзилла с растением, этакий Розозавр, распускает свой зубастый бутон и уйму щупалец посреди озера. Существо сочетает в себе самые разные черты, правда все эти лианы с пастями не слишком-то удачно справляются с атомным ящером.
Биолланте, пожалуй, самый крутой в плане внешности, но при этом ещё и самый слабый противник Годзиллы. Обе центральные схватки, являющиеся кульминацией фильма, заканчиваются всего с одного выхлопа ядерного луча в сердцевину создания, в какой бы форме оно не появлялось на экране.
Чудовище и пробивает шкуру ящера насквозь, что не под силу большинству вооружений человечества, и плюётся кислотой, осыпает пыльцой, кусается, опутывает, но кроме удачного внешнего вида не производит впечатления серьёзного соперника. Такое создание лучше бы смотрелось в сражении с обилием техники, нежели против Годзиллы.
Но всё же в своём зубастом финальном виде это создание буквально поражает воображение! Вытянутая крокодилья пасть, усеянная зубищами даже изнутри, бесформенное тело со множеством отростков, такой монстр сгодился бы для самых потрясающих олдскульных ужастиков.
Однако Годзилла в картине представлен буквально не убиваемыми всемогущим созданием. Его нельзя остановить и укротить, что наглядно продемонстрировано в попытке юной Сайгусы спасти Осаку и сдвинуть ящера с выбранного курса. Годзилла — это тайфун, смерч, ужас глубин, месть за ядерные испытания и атомную бомбардировку.
Он — воплощение ужаса, кара для человечества, и даже самые впечатляющие чудовища не могут его остановить. Пожалуй, прежде Годзилла столь открыто и победно доминировал лишь в «Годзилла снова нападает», где сражения с Ангирусом тоже не вызывали ощущения равных сил.
Годзилле вернули его заглавную тему. Начальные титры, вкратце пересказывающие события прошлой картины, уже настраивают на удачный лад. Образ монстра улучшился, глаза получили ещё и внутренние веки, двигаясь совсем уж, как у живого существа. Все мэшапы с людьми и городами смотрятся идеально, к визуальной составляющей не придерёшься.
Но новый композитор — Койти Сугияма в своей личной музыке к фильму то и дело напоминает либо какой-то цирковой марш либо тему Джона Уильямса к «Супермену». Время от времени симфонические мелодии сменяются электронным битом и даже рок-обработкой мелодии Акиры Ифукубе, отчего сам великий композитор был просто в ярости.
Проработанные в деталях рушащиеся здания и мосты, взорванные вертолёты, полыхающие и дымящиеся руины современного мегаполиса — мастера по спецэффектам постарались на славу, да и движения монстров вышли очень естественными.
Фильм очень здорово поставлен. Омори не только следует всем наработкам прошлой картины, показывая прямые планы и удачные ракурсы снизу, чередуя весь пафосный вид Годзиллы с великолепной мимикой аниматроники головы на крупных планах, но и нередко выбирает показ кадра под углом для большей динамики и разнообразия.
Даже не смотря на то, что это наиболее слабый из всех фильмов Хейсей-эры, он всё равно обладает, как важным посылом, так и душой. Сделан с любовью и творческим подходом, а общее голосование поклонников и кинокритиков в 2014 году сей фильм назвали лучшим фильмом о Годзилле в истории.
10 из 10
Оригинал